ЗиЛ(ЛиАЗ)-158 | |
Общественный транспорт - Автобусы СНГ |
ЗиЛ-158, ЗиЛ-158В — городской автобус производства Завода имени Лихачёва и Ликинского автобусного завода. Выпускался с 1957 по 1959 год на ЗИЛе и с 1959 по 1970 год на ЛиАЗе. ЗИЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 60-х и начале 70-х годов XX века. Последующая модель ЛиАЗ-677. История ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 [1] представлял собой дальнейшую модернизацию автобуса ЗИС-155. Отличался удлиненным на 980 мм кузовом с увеличенной до 60 чел. номинальной пассажировместимостью (32 места для сидения) и измененным дизайном передней маски, а также двигателем с увеличенной на 9% мощностью. Первый образец ЗИЛ-158 был выпущен в июне 1956 года. В связи с возраставшей потребностью больших советских городов во вместительных автобусах и невозможностью дальнейшего наращивания параллельного выпуска автобусов на ЗИЛе из-за увеличения производства грузовиков, выпуск модели ЗИЛ-158 в 1959-1960 гг. был передан на Ликинский автобусный завод. В 1961 году на ЛиАЗе был начат выпуск модернизированного автобуса ЗиЛ-158В. В Москве ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 и 158В преобладали в автобусных парках с конца 50-х до 1974 года, а последние машины были сняты с эксплуатации в 1978 году. В некоторых городах Советского Союза эксплуатация ЛиАЗ-158В продолжалась и в начале 80-х годов. На ЗИЛе было произведено 9515 экземпляров ЗИЛ-158, в том числе в мае 1957 года пилотная партия из 180 автобусов специально к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Годовой выпуск автобусов на ЛиАЗе составлял в 1959 году — 213 ед., в 1963 году — 5419 ед. и в 1969 году — 7045 ед. Суммарный выпуск ЛиАЗом автобусов серии 158 за 10 лет составил около 50 тыс. Конструкция Компоновка — переднемоторная, двигатель расположен справа от водителя, привод на задний мост через карданную передачу с промежуточной опорой. Кузов автобуса — несущий, вагонного типа с двумя четырехстворчатыми дверьми для пассажиров и одной поворотной для водителя. Дюралевые панели обшивки кузова крепились на каркасе на 6000 заклёпок, что значительно увеличивало трудоёмкость сборки. Подвеска всех колес на модели ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 была рессорной и только на модернизированном в 1961 году ЛиАЗ-158В была внедрена задняя подвеска на пневмобаллонах. Технические характеристики Пассажировместимость — 32 сидячих места, номинальная общая пассажировместимость — 60 человек, максимальная пассажировместимость — 70 человек Двигатель — ЗИЛ-158, бензиновый, карбюратор К-84М, нижнеклапанный, рядн., 6-цил., 101,6x114,3 мм, 5,55 л, степень сжатия 6,2; мощность 80 кВт (109 л.с.) при 2800 об/мин; крутящий момент 333,5 Н-м (34 кгс-м) при 1300 об/мин Трансмиссия — механическая, трехходовая с пятью передачами вперед и одной назад, передаточное число главной передачи 7,63 Тормозная система — с пневматическим приводом Габаритные размеры Весовые параметры Прочие параметры Модификации ЗИЛ-158А (1957) — туристический, отличался остекленными скатами крыши, заглушенной задней дверью и 4-рядной планировкой салона, число мест для сидения — 36; партия таких автобусов была построена к Московскому международнаму фестивалю студентов и молодежи. Примечательно, то что он стал первым представителем автобусов серии ЗИЛ (ЛиаЗ)-158. ЗИЛ-158Д (1959) — глубокая модернизация базовой модели ЗИЛ-158 с унифицированными штампованными панелями задней и передней частей кузова, трехрядной планировкой салона и увеличенными накопительными площадками. Серийно не выпускался; ЗИЛ-158+Аремкуз-2ПН-4 (1959—1961) — опытный автобусный поезд, состоявший из тягача ЗИЛ-158 и автобусного прицепа Аремкуз-2ПН-4. Несколько таких «поездов» проходили опытную эксплуатацию в Москве в 1959—1961 гг. Имеются данные, что в Крыму в период летних отпусков составлялись троллейбусно-автобусные поезда из МТБ-82 и ЗиЛ-158, а в Ленинграде автобусные прицепы изготовляли из списанных троллейбусных кузовов, но такие «поезда» отработали недолго из-за повышенного износа автобуса-тягача; <http://cars.staroe.ru> ЛиАЗ-158В (1961—1970) — модернизированный автобус. Были усилены основание и каркас кузова, внедрена комбинированная подвеска колес (на рессорах и пневмобаллонах), усовершенствованы тормоза, применен модернизированный двигатель ЗИЛ-158В с повышенной до 6,5 степенью сжатия (бензин А-72) и увеличенным до 34,5 кгс-м при 1100 об/мин крутящим моментом. Внешне данная модификация отличалась отсутствием окон в вентиляционных люках на крыше, а также окошек по углам на задних скатах крыши; ЛиАЗ-158ВА (1961—1969)— модернизированный туристический автобус. Механические изменения аналогичны мод. ЛиАЗ-158В; ЛиАЗ-5Э-676 (1962) — экспериментальный сочлененный четырехдверный автобус на базе модели ЛиАЗ-158В. Длина 15,43 м, пассажировместимость 123 чел, снаряженная масса, 10 800 кг, максимальная скорость 60 км/ч. Серийно не выпускался, так как мощности двигателя типа ЗИЛ-130 было совершенно недостаточно для столь тяжелой машины; РА1 «рельсовый автобус тип 1» (1962) — двухвагонная автомотриса с использованием кузовов и силовой передачи автобуса ЛиАЗ-158. Собрано 2 экземпляра.Кроме того, различными автотранспортными предприятиями и конторами автобусы ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 переоборудовались после конца пассажирской эксплуатации в грузовые фургоны, машины технической помощи, передвижные пункты питания и др. технику. |
Читайте: |
---|