News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Гелиотранспорт

Электромобили, солнцемобили, солнечные велосипеды, электромоторные суда с солнечными батареями - все эти экологически чистые транспортные средства появились всего лет 15-20 на...

Легкие электротранспортные средства

Из всех разновидностей электромобилей наибольший интерес с практической точки зрения представляют легкие электротранспортные средства (ЛЭТС) с комбинированным электрическим и чаще вс...



Анализ и оценка конкурентоспособности товара
Перевозки - Конкурентоспособность транспортных услуг

Анализ и оценка конкурентоспособности могут использоваться для обоснованности принимаемых решений при:

Исследование поведения покупателей показывает, что в процессе отбора и сравнения покупатели отдают предпочтение тому товару, у которого максимальное соотношение

где Эп — эффект, условие предпочтения одного товара другому и его конкурентоспособности;

П— полезный эффект;

С — затраты на приобретение и потребление товара.

Потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные затраты. В качестве базы сравнения конкурирующих ПРУ могут рассматриваться потребность покупателя, необходимый потребителю полезный эффект (например, объем выполняемой  транспортной работы для транспортных средств), либо базой сравнения служит образец.

Рассмотрим вначале оценку конкурентоспособности, не подходящую более для всех составляющих ПРУ, а рассчитанную в первую очередь на продукцию, представляемую как товар, изделие, технически сложное в изготовлении и использовании (например, автомобиль).

Чтобы объективно оценить конкурентоспособность своего товаpa при его анализе и оценке, производитель должен использовать те же критерии, которыми пользуются потребители. Это позволяет ожидать, что данная производителем товара оценка совпадает с мнением потребителей. Отсюда вытекает необходимость определения потребителем перечня параметров, подлежащих анализv и оценке, существенных для потребителя, на основании которых он и выбирает тот или иной товар и его производителя. Для предпринимателя эта проблема должна рассматриваться шире: он должен оценить принципиальную возможность реализации своих товаров на конкретном рынке — определить емкость рынка и перспективы сбыта.

При оценке конкурентоспособности могут использоваться дифференциальный и комплексный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемых ПРУ и базы их сравнения. Если за базv оценки принята потребность, то используется формула (3) (см далее), а если базой является образец, то формула (6) или (7).

Комплексный метод основан на применении комплексных — групповых, обобщенных и интегральных показателей и используются формулы (2), (4), (8), (9).

Оценка конкурентоспособности товара и определение принципиальной возможности его реализации проходят следующие этапы.

1. Оценка патентной чистоты. Она отражает отсутствие реализации в изделии технических решений, защищенных действием патентов, выданных в стране потребителей товара. Если в товаре есть части, не обладающие патентной чистотой, то оценивать конкурентоспособность целесообразно лишь после реализации мер, обеспечивающих патентную чистоту товара.

Например, в 70-е годы Чехословакия строила в одной из стран Латинской Америки завод, при производстве продукции которого! нарушался патент, выданный в США. Американцы спокойно ждали, когда строительство завода будет закончено, а затем предъявили свои претензии. И получилось, что проще и дешевле демонтировать и увезти завод назад, чем удовлетворить их иск за нарушение патента, что и было с сожалением сделано.

Однако патентная чистота позволяет определить лишь наличие или отсутствие препятствий для реализации товара и не характеризует, с точки зрения покупателя, потребительских свойств товара.

2. Определение соответствия параметров анализируемого товара обязательным нормам и стандартам. Если товар им не соответствует, то он не может использоваться для удовлетворения существующих потребностей. Следовательно, товар не конкурентоспособен, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует регламентированным нормам и стандартам (на региональном, государственном, международном или ином уровне). Не отвечающий этим требованиям товар не может быть запущен в эксплуатацию.

Методически при оценке конкурентоспособности учет нормативных параметров обеспечивается введением показателя, принимающего лишь два значения — единица, если товар соответствует норме, или ноль, если не соответствует.

Групповой показатель по всем нормативным параметрам

Где J /н п — групповой показатель по нормативным параметрам;

qi— единичный показатель по i-му нормативному параметру;

n — число нормативных параметров, подлежащих рассмотрению.

Групповой показатель — не сумма, а произведение нормативных параметров. И если хотя бы один параметрический показатель по нормативным параметрам равен нулю, товар полностью не конкурентоспособен на данном рынке и дальнейшее рассмотрение конкурентоспособности не имеет смысла

3. Оценка технических параметров. По ним потребитель отбирает возможные варианты для приобретения, отдавая предпочтение изделиям, удовлетворяющим существующую потребность. Возможна ситуация, когда потребитель не находит на рынке товар, полностью удовлетворяющий потребность, и вынужден, учитывая существующее предложение, снижать свои требования, отбрасывая самые незначительные. Эта корректировка продолжается до тех пор, пока измененные требования не будут соответствовать набору технических параметров хотя бы одного из предлагаемых товаров.

По величине каждого технического параметра, интересующего потребителя, им оценивается, насколько свойства представленного ему товара удовлетворяют соответствующие элементы потребности. При этом определяется единичный, параметрический показатель как отношение технического параметра предлагаемого товара, к тому же параметру воображаемого товара, позволяющему удовлетворить элемент потребности полностью:

где qi — единичный параметрический показатель по i-му параметру;

Pj — величина i-го параметра для анализируемого товара;

Рi100 — величина i-го параметра воображаемого товара, при которой потребность удовлетворяется полностью на 100%.

Чтобы получить из единичных показателей групповой показатель, характеризующий соответствие товара потребности по техническим параметрам, единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого единичного показателя:

Где Jтп — групповой показатель по техническим параметрам (характеризует соответствие товара потребности по всему набору технических параметров);

qi — единичный параметрический показатель по i-му техническому параметру

аi — вес i-го параметра (коэффициент значимости) в общем на боре технических параметров (определяется методами экспертной оценки);

n - число параметров, подлежащих оценке.

Чем больше показатель Jтп, тем выше степень удовлетворения запросов потребителей. Но для оценки конкурентоспособности этого недостаточно. Надо сопоставить показатели анализируемого товара и товара-конкурента и определить, какой из них лучше соответствует потребности покупателей:

где Кт — показатель конкурентоспособности по техническим возможностям анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту;

Jтп, Jтп2 — групповые показатели по техническим параметрам соответственно для анализируемого товара и товара-конкурента.

Пример. Если исследуемый товар удовлетворяет конкретную потребность на 90 % по техническим параметрам (Jт п1 = 90 %), а товар-конкурент на 75 % (Jт п2 = 75 %), то показатель конкурентоспособности

Такой как в примере подход эффективен, когда известны потребность, выполняемая товаром производственная функция и конкретные условия ее реализации. На практике часто такой информации (особенно о реальных потребностях) нет и ее трудно получить, так как необходимы трудоемкие и дорогостоящие маркетинговые исследования. Здесь конкурентоспособность более целесообразно оценивать косвенным методом, сравнивая анализируемый товар не с потребностью, а с товаром-образцом, уже пользующимся спросом, который и воспринимается как аналог общественной потребности. В этом случае единичные параметрические показатели определяются по одному из двух вариантов:

гдеPj и Рio — i-й параметр соответственно для анализируемого товаpa и образца; qi — относительный параметр качества по оцениваемым техническим параметрам.

Из формул (6) и (7) принимается та, в которой рост анализируемою показателя обеспечивает улучшение параметра анализируемого товара. Так при росте технической скорости (желаемая ситуация) исследуемого автомобиля по сравнению с автомобилем-образцом будет применяться формула (6). При снижении расхода топлива (желаемое направление изменения) у исследуемого автомобиля по сравнению с автомобилем-аналогом будет применяться формула (7).

А далее, как обычно, применяются формулы (4) и (5).

Обратим внимание на такой момент. Чтобы оценить соотношение параметров товара и образца, эти данные необходимо определить количественно. Все параметры можно разделить на жесткие и мягкие . Каждый жесткий параметр имеет определенную количественную величину, выраженную, например, для грузоподъемности — в тоннах, для скорости — в километрах в час, для мощности двигателя — в лошадиных силах и т. д. Параметрические показатели можно определить и для мягких , качественных параметров (цвет, дизайн, удобство пользования), Которые труднее поддаются количественной оценке. Для этого используются субъективные восприятия человеком свойств товара и выражение результата в цифровой, балльной форме. Значение этих балльных индексов определяется с помощью экспертов. Часто мягкими являются и многие социально-организационные параметры.

4. Анализ экономических параметров. При этом определяют при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена.

Потребитель старается получить оптимальное соотношение уровня потребительских свойств товаров и своих расходов, выбирая тот товар, который обеспечит достижение максимума полезного эффекта на единицу затрат — см. формулу (1). Поэтому для определения конкурентоспособности товара сравниваются полные пираты на приобретение и потребление.

Отдельные затраты потребителя зависят как от присущих товару свойств, связанных с качеством изготовления, конструктивными осо6енностями, так и от внешних факторов, не определяемых конструктивными особенностями товара. Так, например, для автомобиля затраты по ремонту и техническому обслуживанию связаны не только со свойствами автомобиля — надежностью, технологичностью, ремонтопригодностью, но и зависят от организации и условии эксплуатации, квалификации персонала, климатических условий; наличия и состояния производственно-технической базы и др.

Оценка и соизмерение экономических параметров происходят на стоимостной основе, а подходы к оценке экономических параметров товара сходны с оценкой по техническим параметрам. Оценка уровня конкурентоспособности здесь сводится к сопоставлению полных затрат потребителя для анализируемого товара и образца:

где Jэп — групповой показатель по экономическим параметрам;

С — полные затраты потребителя на приобретение и потребление ПРУ для анализируемого товара;

Сo — полные затраты потребителя для товара-образца.

Групповой показатель по экономическим параметрам определяется с помощью сложения составляющих элементов цены потребления за заданный отрезок времени для анализируемого товара и товара-образца.

5. Определение интегрального показателя конкурентоспособности. Интегральный показатель конкурентоспособности анализируемого товара по отношению к товару-образцу

где Jн.п, Jт.п,Jэ.п - групповые показатели соответственно по нормативным, техническим и экономическим параметрам.

Если получается, что Ки < 1, анализируемый товар уступает образцу, а если Ки > 1, — превосходит товар-образец по конкурентоспособности, если Ки = 1, конкурентоспособность равная.

Действие показателей, находящихся в числителе и знаменателе формулы (9), является разнонаправленным. При росте нормативных и технических параметров анализируемого товара по сравнению с образцом показатель конкурентоспособности Ки растет, конкурентоспособность увеличивается. При росте Jэ.п конкурентоспособность снижается.

При анализе и оценке конкурентоспособности услуг в основам учитываются экономические и социально-организационные параметры. Определение сводится к выделению экспертами главныx свойств услуги, представляющих наибольшую ценность для потребителя, а затем каждому из включенных в перечень свойств присваивается определенный вес ai. Каждый из свойств-параметров услуг, выполняемых предприятиями-конкурентами, оценивается экспертами, например, по пятибалльной системе и определяется уровень конкурентоспособности товара.

Типовая схема оценки конкурентоспособности товара. На рис. 4 представлена схема расчета показателя конкурентоспособности, способствующая лучшему усвоению методики расчета. После определения товара, избранного для оценки конкурентоспособности, на основе изучения рынка, конкурентов и запросов потребителей определяются требования к товару и перечень нормативных, технических и организационно-экономических параметров, поди лежащих исследованию и оценке.

На основе единичных показателей рассчитывают групповые показатели, а затем интегральный показатель, позволяющий сделать вывод об уровне конкурентоспособности исследуемого товара. В результате делается вывод либо о запуске товара в производство, либо о разработке мер по повышению конкурентоспособности.

Изучение конкурентоспособности товара, реализуемого пред-, приятием на рынке, должно вестись постоянно. Это позволяет выявить момент снижения показателя конкурентоспособности и принять решение — либо принять меры по повышению конкурентоспособности товара, либо определить момент снятия его с производства. С экономической точки зрения выпускать на рынок новый товар, пока старый не исчерпал все возможности своей конкурентоспособности, не целесообразно.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Организация уборочных работ на вокзале

Важная роль в технологии работы вокзала принадлежит поддержанию его высокого санитарно-гигиенического состояния на основе развитой системы периодически проводимых уборок помещений. В зависимости от объема и вида ра...

Основные устройства вокзала

Основными устройствами и помещениями вокзала являются: ü залы ожидания и вспомогательные помещения (буфеты, рестораны и др.); ü кассовые залы; ü багажные и почтовые устройства и ка...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.