News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Монокар

В современном мире существуют два основных типа транспортных средств. АВТОМОБИЛИ имеют более высокий комфорт, безопасность, грузоподъемность и т.д., но нельзя не от...

Легкие электротранспортные средства

Из всех разновидностей электромобилей наибольший интерес с практической точки зрения представляют легкие электротранспортные средства (ЛЭТС) с комбинированным электрическим и чаще вс...



Стратегия малых предприятий (коммутанты)
Перевозки - Конкурентоспособность транспортных услуг

Российским малым предприятиям, не имеющим пока исторически большого практического опыта применения, приходится осваивать и заимствовать зарубежный опыт. Исследователи сравнивают малые предприятия с жалящими москитами или серыми мышами , подчеркивая таким образом их главные особенности — многочисленность и неистребимость, несмотря на легкую уязвимость каждого отдельного предприятия.

В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть работающих занята на мелких и мельчайших предприятиях и мелкие предприятия в количественном отношении представляют самый крупный сектор экономики. Так в Японии мельчайшие предприятия с количеством работающих 1—19 чел. (50 % работающих) и мелкие — 20—99 чел. (более 25 % работающих) дают работу трем четвертям всех трудящихся. Близка к этому доля занятых на мелких предприятиях в Италии, во Франции - 60 %, в США — 55 %, в Великобритании — 48 %.

Мелкий бизнес играет важную роль не только в количественном отношении, но и функциональном. Небольшие фирмы образуют своего рода платформу, фундамент, на котором вырастают крупные компании и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. Функция здесь, в первую очередь, интегрирующая, связывающая всю экономику в единое целое. Отсюда и латинизированное обозначение этого типа фирм — коммутанты, т. е. соединители.

В рыночных условиях наличие платежеспособного спроса является отличным стимулом для организации производства ПРУ и почти автоматически рождает их предложение. Но обратим внимание на избирательность современного производства — экономически оно обосновано и реализуется далеко не в любых условиях. Например, крупное предприятие может давать приличную отдачу при массовом производстве однотипных ПРУ. В противном случае предприятие старается не браться за неперспективные, нерентабельные ПРУ. И такой подход является правилом, а не исключением. Например, сейчас крупные российские нефтяные компании энергично развивают и обновляют сеть крупных, отвечающих современным требованиям автозаправочных станций (АЗС) в городах и на оживленных магистралях, где обеспечен высокий спрос, и менее охотно создают современные АЗС в глубинке из-за малой дневной выручки и высоких затрат по их содержанию.

Только коммутанты готовы использовать любую возможность для организации бизнеса. Все остальные предприятия, и не только крупные, в этом плане очень разборчивы. Получается, что без малых предприятий возникла бы лоскутная экономика — некоторые потребности рынка удовлетворялись бы полностью, даже с высоким уровнем конкуренции, а какие-то — малопривлекательные, из-за малого объема производства и других условий производства и сбыта, практически игнорировались. И здесь широкое поле деятельности и сфера применения основной стратегии коммутантов — постоянный поиск общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним. Не даром по уровню развития малого бизнеса судят о возможностях всей страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Так значительная роль малых фирм в японской экономике считается базовой для характеристики японской промышленности, как чрезвычайно гибкой, маневренной, умеющей быстро приспосабливаться к важным сдвигам в мировой экономике.

Существенна роль мелких фирм также в общем формировании конкурентных отношений в хозяйстве. Так столкновение с монополией, крупным предприятием для отдельно взятой малой фирмы часто заканчивается ее гибелью. Но по-другому развивается ситуация во взаимоотношениях всего малого бизнеса с крупными предприятиями. Здесь роли распределяются иначе и атакующей стороной часто выступает рой малых фирм ( москитов ). Сейчас просматривается две тенденции к развитию этого противоборства.

Первая тенденция такова. В западной экономической прессе появился в последние годы новый термин генерика , обозначающий группу быстро растущих и в основном небольших предприятий, занимающихся копированием ПРУ ведущих фирм. Возникло это направление деятельности первоначально в фармацевтике, далее распространилось на электронику и целый ряд других отраслей.

Сейчас часто любое эффективное, оригинальное лекарство имеет двойников — препараты с той же самой химической формулой, но существенно более дешевые, чем оригинал. Эта же ситуация распространяется и на подделки фирменных курток, маек, джинсов, часов, не лицензированный выпуск запчастей к автомобилям известнейших фирм под видом солидных предприятий.

ПРУ мелких фирм оказываются более дешевыми, чем у их могущественных конкурентов по двум причинам:

Вторая тенденция — снижение глубины самостоятельной переработки продукта характеризуется тем, что мелкие фирмы вынуждают крупные компании избавляться от собственного неэффективного производства. Ведь нередко в рамках крупных, ведущих компаний наряду с существованием высокоэффективного массового производства есть участки мелкого производства, характеризующиеся низкой производительностью труда. Например, крупный автомобильный концерн может быть на самых передовых позициях по технологии производства двигателей, сборки кузова и всего автомобиля. Но практически невозможно добиться таких же передовых позиций во всех без исключения подсобных участках производства, например, на участке по обтяжке сидений кожей. Эти неэффективные участки и их работа не бросаются в глаза, так как потребителям продаются не сиденья, а в целом автомобиль. Если такой концерн закроет у себя неэффективный участок и будет покупать более дешевые и качественные сиденья у малых предприятий, его издержки упадут и можно будет продавать автомобили дешевле, чем у конкурента, оставляющего себе все неэффективное вспомогательное производство.

Получается, что по форме идет конкуренция между автомобильными концернами, а по существу — между мелкими независимыми производителями и вспомогательными подразделениями концернов, и последние вытесняются с рынка. Мелкий бизнес здесь сравнивается со скальпелем, руками конкурентов срезающим малоэффективные подразделения концернов.

Слабые и маленькие по отдельности коммутанты вместе представляют значительную силу, способную воздействовать на рынок. Не будь их постоянного конкурентного давления, никто не мешал бы крупным предприятиям заключать между собой взаимовыгодные соглашения, совместно повышать цены, длительное время сохранять несовершенные технологии. Мелкий бизнес противодействует всему этому и препятствует тенденции застоя в работе крупных предприятий.

Для противодействия гигантам и выживания возможны две формы поведения малых предприятий.

Во-первых, малые предприятия выбирают такие сферы деятельности, где минимальный эффективный размер предприятия небольшой. Это позволяет иметь низкие издержки из-за небольших затрат на управление, НИОКР, маркетинг, бухгалтерские, складские, рекламные расходы.

Во-вторых, реализуется симбиоз с крупной компанией, хотя здесь и просматривается вариант скрытой потери свободы малого предприятия и превращение в придаток компании. Для противодействия этому малые предприятия стремятся поставлять свои ПРУ сразу нескольким крупным компаниям так, чтобы доля каждой из них в общем объеме сбыта не превышала 20 %.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Оперативное планирование работы

Задачи оперативного плана: полное удовлетворение спроса пассажиров на места в поездах; четкая работа подразделений вокзала не только в обычных условиях, на при резких изменениях пассажиропотоков. Порядок вы...

Неравномерность пассажирских перевозок

Различают следующие виды неравномерности пассажирских перевозок во времени: сезонная (месячная), по дням недели и часам суток. Для дальних и местных пассажирских перевозок характерна лишь сезонная неравномерность. Он...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.