News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Комбинированные системы общественно

Исторически сложилось так, что на наземный рельсовый транспорт в настоящее время приходится относительно малая доля внутригородских пассажирских перевозок. В Европе и ...

Электромобиль

Электромобиль - транспортное средство, ведущие колеса которого приводятся от электромотора, питаемого аккумуляторными батареями. Впервые появился он в Англии и во Фр...



ЗИС-8
Разное - История развития

зис-8

Городской автобус на удлиненном шасси грузовика ЗИС-5. В отличии от своего предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8 сохранил форму кузова, новый автобус получил увеличенный (105 л вместо прежних 60) топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом и металлической обшивкой был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф.Германа. В противовес принятой тогда кустарной практике изготовления деревянного каркаса в виде неразборной клетки И.Ф.Герман предложил для ЗИС-8 делать подсобранные элементы каркаса, а затем из них - целый узел. Такое решение во много раз упростило и удешевило сборку.

Характеристика наиболее распространенных упругих элементов подвески - рессор, пружин или торсионов - такова, что их жесткость в зависимости от нагрузки не меняется. Поэтому переполненный пассажирами ЗИС-8 с рессорной подвеской шел по дороге довольно плавно, пустую же машину бросало на неровностях дороги, словно лодку на волнах.

Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин ушла в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей - 100 грузовиков ЗИС-5.

В связи с реконструкцией ЗИС во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сам изготовляли автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось - как правило изготавливаемые этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде изготавливались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 с колесной формулой 6х2, использовавших удлиненную раму ЗИС-8. Кузовной отдел НАТИ (сейчас - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.

Кроме пассажирских автобусов, на шасси ЗИС-8 были разработаны и построены специализированные фургоны для перевозки мясопродуктов, хлеба, промтоваров.

Автобус ЗИС-8 на пл. Маяковского, 1939 г.

Первые три машины в апреле 1934 г. поступили в Дружинниковский парк (сейчас - 1-й автобусный парк), а всего в первом полугодии 1934 г. - 19 автобусов. В январе 1936 г. первые автобусы поступили и в Бахметьевский (сейчас - 3-й автобусный) парк.

В мае-июле 1936 г. на маршруте № 4 (Краснопресненская застава - Хорошевский Серебряный бор) испытывались три автобуса ЗИС-8 с прицепами, построенными в мастерских Бахметьевского парка. В 1937 г. Москва получила большую партию автобусов ЗИС-8, у которых на ЗИСе были изготовлены лишь шасси, кузова же изготовил заводо Аремкуз . В то время почти весь парк московских автобусов состоял из ЗИС-8. В частности, Дружинниковский парк в 1937 г. был полностьюукомплектован ими.

С началом Великой Отечественной войны большинство автобусов ЗИС-8 было мобилизовано на военную службу, а остальные законсервированы в парках. Бахметевский парк было переоборудован в авторемонтные мастерские для военных машин, а автобусы реквизированы армией и частично переданы во Второй парк, где они использовались для военных нужд. В феврале 1945 г. начались работы по восстановлению автобусного хозяйства - проводился капитальный ремонт возвращенных армией, а также расконсервация остававшихся в городе автобусов. Последние автобусы были возвращены армией в самом конце 1945 г. Помимо Первого (Дружинниковского), восстановленные автобусы были размещены и во Втором автобусном парке, а также возвращены в Третий. В октябре 1948 г. часть автобусов из Третьего парка были переведены в новый Четвертый.

При послевоенном восстановлении пригородного автобусного сообщения нехватку специализированных машин восполняли путем модернизации автобусов ЗИС-8. Их салон делали более комфортабельным и приспособленным для поездок на средние расстояния. В частности, вместо 21 сиденья устанавливали 19, но более комфортабельных для пассажиров. Некоторые автобусы оснащались двигателями ЗИС-120, которыми комплектовались в основном грузовики ЗИС-150.

Несмотря на то, что к 1946 г. машины исчерпали установленный срок службы, из-за отсутствия замены списывать их не стали. Только в 1948 г. началось массовое поступление в парки Москвы более современных автобусов. Последние ЗИС-8 были списаны в 1950-51 гг.

Многим памятен один из персонажей фильма Место встречи изменить нельзя - автобус по прозвищу Фердинанд . Несмотря на поразительное сходство с ЗИС-8, к сожалению, этот автобус не более чем отлично сделанная копия легендарной машины, какое-то время после съемок картины находившаяся в подмосковном Калининграде (ныне Королев). К концу 1970-х гг. живых ЗИС-8 на территории СССР практически не осталось. По обрывочным сведениям, в 80-х гг. ЗИС-8 видели в Турции, райцентре Фирово Калининской области, в хозяйстве театра им. Волкова в Ярославле. Похоже, до сегодняшнего дня не сохранилась ни одна машина, правда в Москве чудом уцелела рама от ЗИС-8. Однако, учитывая просторы нашей страны, все может быть, и, возможно, мы еще увидим ЗИС-8.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Пассажирские станции сквозного и комбини

К этим типам относится большая часть существующих пассажирских станций сети железных дорог России. На пассажирских станциях сквозного типа, кроме операций, характерных для тупиковых станций, обслуживаются тр...

Определение потребного числа ячеек в авт

На конкретном вокзале для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравномерности прибытия пассажиров определяют по­требное число ячеек в автоматической камере хранения (КХС): Максимальное число пассажиров, пользующихся ус...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.