News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Гелиотранспорт

Электромобили, солнцемобили, солнечные велосипеды, электромоторные суда с солнечными батареями - все эти экологически чистые транспортные средства появились всего лет 15-20 на...

Новые виды транспорта

Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. На современном этапе значение его неизмеримо выросло. Сегодня существование лю...


Московское метро: здесь все могло быть иначе
Общественный транспорт - Метро

московское метро: здесь все могло быть иначе

Для москвичей знаменитая на весь мир столичная подземка – предмет законной гордости, а для иногородних – вечная зависть и боль. Метро Петербурга, несмотря на все новаторские штучки по части гидравлики и поддерживающих конструкций, значительно уступает московскому и в художественном плане, и во всенародной популярности.

Сейчас в столице 126 станций метро на 11-ти линиях, и значительная часть из них претендует на неповторимость и значительность. Особой пышностью и барственной монументальностью, как известно, отличаются первые ласточки , сооруженные в 30-е гг. прошлого века: тут тебе и мрамор, и смальта, и мозаика, и художественное литье! Недаром же студенты искусствоведческих факультетов иногда появляются там целыми группами, и не с банальной целью – добраться побыстрее домой, а исключительно для самообразования. Да, товарищ Сталин строил с размахом, присущим хозяину империи... Но немногие знают, что предложения о строительстве внеуличных подземных дорог поступали еще во времена подлинной империи – Российской: в 1901 г. Антонович и Дмитриев положили на стол московского генерал-губернатора проект подземной эстакады. Тогда инженерам-новаторам отказали. И очень жаль. Ведь что получается: разделив количество станций на возраст московского метро (в следующем году будет 70 лет), получим примерно две с половиной построенных станции в год. Будь наше метро старше на 34 года, мы стали бы на 80 станций богаче! Тогда, видимо, была бы решена проблема всех провинциальных москвичей – жителей Лианозова, Митина, Бескудникова, Северного и Южного Бутова – буде современные линии провели бы уже в брежневскую эпоху, на заре XXI века руки властей дошли бы и до новых районов (пока что обещают не раньше 2015 года). А сколько художественных проектов и заковыристых названий воплотилось бы в жизнь! Вообще, с названиями наших станций у нас происходила чехарда. Чистые пруды , например, назывались сначала Кировской , а потом Мясницкой . Красные ворота одно время носили поэтичное название Лермонтовская . Охотный ряд сначала именовался Охотнорядской , после – Имени Л.М.Кагановича , и, наконец, Проспектом Маркса . И до сих пор непонятно, как можно было одинаково назвать две отдельные станции, даже не связанные общим переходом. Да-да, речь о пресловутых Арбатских .

Впрочем, станции, возведенные при царизме руками угнетенного рабочего класса, легко могли пойти на снос по приказу все того же Кагановича. Он и Храм Василия Блаженного хотел срыть, дабы не нарушал конструктивного благолепия площади...

Последнее время приходится слышать такие критические замечания по поводу метро: мол, в Совдепии искусства не было вовсе, потому, чтобы хоть чем-то похвастаться перед судом истории, к таковому и причислили панно и мозаики в художественном ансамбле старых станций. Подобное мнение, конечно же, несправедливо, ведь наше эклектичное метро все-таки сочли лучшим в мире многие зарубежные искусствоведы. К тому же пресловутый Каганович (имени которого метрополитен был поначалу), снесший пол-Москвы, вовсе не тратил миллионы рабочих денег , чтобы потрафить вождю народов образчиками новой совкультуры. Это была лишь малая толика от общих сумм, ушедших на прокладку подземных коммуникаций. Ведь глубинные станции в несколько раз дороже мелких и, тем более, наземных. Это уже после, во времена Никиты Сергеевича, была заложена Филевская наружная ветка, в которой мы вынуждены мерзнуть зимой и загорать летом; а у кремлевского горца задумки были серьезней...

Так, зал станции Дворец Советов (ныне Кропоткинская ) подразумевался как подземный вестибюль – ну да, печально знаменитого Дворца Советов, для стройки которого расчистили местечко, взорвав храм Христа Спасителя. Из зала предполагалось попадать в самое колоссальное здание на планете. А станция Университет должна была служить основанием знаменитой высотки на Ленинских горах, но здание в итоге упокоилось на гигантских охладительных установках, без которых неминуемо сползло бы в Москву-реку... Не учтя этой грустной истины, многие независимые исследователи с пеной у рта доказывали существование под главным зданием МГУ таинственного Метро-2, из-за которого, якобы, и сдвинули станцию обычного метро.

Кроме станций-подъездов, предполагались еще станции-центры и станции-универсалы, на которых подразумевалось наличие эвакуационных залов, бомбоубежищ, столовых, медпунктов и даже библиотек, а также станции, где помимо подземки должны были помещаться перроны пригородного транспорта и чуть ли не трамваи. Увы, что-то там не сложилось – а то, вероятно, у нас была бы не только Москва, но и подземная Москва-2.

Что касается фольклора метро, это целый культурный пласт, включающий в себя не только проекты оформления новых станций и летописание . Наверняка все обращали внимание на овчарку, охраняющую подступы к советскому государству на станции Площадь революции ; нос этой замечательной псины отполирован до золотого блеска – и неспроста: считается, что если его потереть, то исполнится желание. Кроме того, все наслышаны об обитающих в подземке чудовищах, а заодно сектах, чернокнижниках и даже – с легкой руки двух романисток, работающих в жанрах trash и horror – подземном государстве бомжей. Все это можно причислить к байкам московского диггера (настоящие диггеры подобное отрицают). И все-таки: будете в подземных краях – не проходите мимо собачки, отполируйте ей физиономию. И будет вам счастье!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.