News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Автомобили, движущиеся по рельсам

Среди многочисленных проектов, которые призваны решить проблему перегруженности транспортных сетей мегаполисов, всё чаще встречаются предложения направить городской транспорт, в том чи...

Гелиотранспорт

Электромобили, солнцемобили, солнечные велосипеды, электромоторные суда с солнечными батареями - все эти экологически чистые транспортные средства появились всего лет 15-20 на...


Виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения
Разное - Новости

виды пассажирского транспорта и пассажирские сообщения

Пассажирские перевозки осуществляются различными видами транспорта. Подразделение транспорта по видам основано на тех­нических различиях путей сообщения, по которым производится перевозка, и используемого подвижного состава. Видовые разли­чия транспорта оказывают существенное влияние на используе­мую технологию перевозок, формы обслуживания пассажиров в пути, меры государственного регулирования деятельности пере­возчиков, скорость перевозки и уровень тарифов. В настоящее вре­мя существуют следующие виды транспорта: наземный, использующий земную поверхность в качестве ес­тественной опоры для путей сообщения. Наземный транспорт под­разделяют на дорожный (автомобильный, трамвайный, троллей­бусный, электромобильный и немеханический) и железнодорож­ный. Дорожный транспорт использует дорожную сеть общего пользования. Основу дорожного транспорта составляет автомобиль­ный транспорт, подвижной состав которого представлен автомо­билями различного назначения, прицепами к ним и мотоцикла­
ми. Помимо этого, к дорожному транспорту относятся городской
наземный электрический транспорт (троллейбусы и вагоны трам­вая, электромобили) и различные немеханические транспортные
средства, приводимые в движение мускульной силой человека или
животных (велосипеды, рикши, конные повозки и др.), а также
транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания ра­бочим объемом до 50 см3 (мопеды и мотороллеры).

Железнодо­рожный транспорт осуществляет перевозки по железным дорогам Министерства путей сообщения Российской Федерации. Водный транспорт, использующий для движения судов водную среду.
Водный транспорт подразделяют на морской и внутренний вод­ный. Воздушный транспорт (гражданская авиация), использующий для дви­жения воздушных судов воздушную среду. Транспорт, использующий для движения искусственно со­зданную среду, — метрополитен, трубопроводный транспорт.

В перспективе получит развитие космический транспорт. В 2001 г. впервые космическим транспортом был перевезен платный пас­сажир-турист.

Способ передвижения пассажира определяется характеристи­кой — сообщением, которое отражает особенности перевозки: объект перевозки. Различают пассажирское или грузовое со­общение.

По виду транспорта различают автомобильное, железнодорож­ное, речное и морское (водное), воздушное, троллейбусное, трам­вайное сообщения. Автомобильное пассажирское сообщение транс­порта общего пользования подразделяют также на автобусное и таксомоторное. Сообщение с использованием нескольких видов транспорта называют смешанным, например автомобильно-же­лезнодорожное сообщение.

Классы дальности сообщения устанавливаются для различных видов транспорта на основании отраслевых нормативно-техничес­ких документов. На автомобильном транспорте различают:

городское сообщение с подразделением его на внутригород­ское (в пределах административных границ города, иного насе­ленного пункта) и пригородное (удаление в большинстве случаев до 50 км от границы города); междугородное сообщение с подразделением его на внутри­
областное (за пределы пригородного) и межобластное (в преде­лах двух или более субъектов Российской Федерации); международное сообщение (за пределы территории Россий­ской Федерации) с подразделением его на сообщение со страна­ми СНГ и за пределы СНГ.

В зависимости от режима движения подвижного состава, влия­ющего на скорость прохождения маршрута, раз­личают следующие виды сообщения:

поостановочное (обычное), при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута; с остановками по требованию пассажиров. Данный вид сооб­щения характерен для автобусов особо малой пассажировместимости; скоростное, при котором автобусы останавливаются только на некоторых остановочных пунктах маршрута; полуэкспрессное, при котором автобус в начале маршрута
собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а по­
том без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный
маршрут), либо, наоборот, пассажиры, севшие в автобус в на­чальном пункте маршрута, доставляются в микрорайон назначе­ния, в котором их затем развозят по нескольким остановочным пунктам (развозочный маршрут); экспрессное, при котором движение по маршруту от началь­ного до конечного пункта осуществляется без промежуточных остановок. На междугородных автобусных маршрутах под экспрессным понимают сообщение, осуществляющееся с высокой скоростью.

Обратим внимание на то, что можно говорить одновременно о различных характеристиках сообщения: объекте перевозки, виде транспорта, классе дальности и режиме движения. Например, мож­но сказать: «перевозки в пассажирском междугородном автомо­бильном сообщении» или «перевозки во внутригородском эксп­рессном автобусном сообщении».

Для различных видов пассажирского транспорта существуют свои эффективные сферы использования, которые следует рас­сматривать применительно к тем или иным классам дальности сообщения.

Во внутригородском сообщении основную часть перевозок пас­сажиров выполняет автомобильный транспорт — автобусы и так­си. В парке подвижного состава преобладают легковые автомобили, доля которых в перспективе будет увеличиваться. Ком­мерческие пассажирские перевозки осуществляются преимуще­ственно по маршрутному принципу, и их наибольший объем ос­ваивается в автобусном сообщении. При наличии в городе метро­политена наземный пассажирский транспорт используется как подвозящий к станциям метрополитена. Коммерческие немарш­рутные перевозки осуществляются автомобилями-такси, заказны­ми автобусами и легковыми автомобилями.

С точки зрения пассажира автобус, троллейбус и трамвай прак­тически не имеют существенных различий, поэтому являются конкурентами на рынке перевозок. Достоинствами автобуса явля­ются высокая эксплуатационная мобильность (независимость от контактно-кабельной сети и рельсового пути, возможность пере­вода с одного маршрута на другой), возможность быстрого изме­нения трассы маршрута, наличие достаточно широкого диапазо­на пассажировместимости подвижного состава, минимальные по­мехи движению других транспортных средств.

К недостаткам автобуса, по сравнению с трамвайными ваго­нами и троллейбусами, относится его более сложное устройство, влияющее на показатели надежности в эксплуатации, повышен­ную себестоимость перевозок, экологическую опасность.

С экономической точки зрения одной из основных составляю­щих себестоимости перевозок являются затраты на энергию для тяги. Поэтому там, где имеются близко расположенные источни­ки электроэнергии, сфера эффективного использования город­ского электрического транспорта расширяется. При наличии близко расположенных нефтеперегонных заводов, производящих мотор­ное топливо, могут быть сокращены затраты на бензин и дизель­ное топливо для автобусов.

В пригородном сообщении наибольшее распространение полу­чили перевозки пассажиров автобусами. Во внутриго­родских и пригородных перевозках пассажиров широко использу­ют также железнодорожный и внутренний водный транспорт.

Если посмотреть на карту с нанесенными на нее пригородны­ми автобусными маршрутами и железнодорожными линиями, то можно заметить, что автобусные маршруты образуют густую пау­тину, а железнодорожные линии расходятся редко расположен­ными лучами. Автобусные маршруты зачастую доходят даже до сравнительно небольших населенных пунктов. Поэтому можно говорить о том, что автобусное сообщение охватывает площади, в то время как железнодорожное — лишь отдельные направления.

Такое положение сохранится и в перспективе, потому что же­лезные дороги строят преимущественно для перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния, соединяя относительно крупные населенные пункты. Пассажирские перевозки по желез­ным дорогам, за редким исключением (направление Москва — Санкт-Петербург), в общем объеме железнодорожных перевозок имеют незначительную долю. Это предопределяет нецелесообраз­ность строительства железнодорожных линий между небольшими населенными пунктами, в то время как дороги уже соединяют подавляющее большинство населенных пунктов. Железнодорож­ный транспорт в пределах городской черты и пригородной зоны перевозит пассажиров электро - и дизель-поездами. Для обеспе­чения высокой комфортабельности поездки на железнодорож­ном транспорте промышленностью начат выпуск электропоез­дов нового поколения.

На внутреннем водном транспорте в городской черте эксплу­атируются суда водоизмещающего типа (речные трамваи, катера и т. п.), а в пригородной зоне — также суда на подводных крыльях. Сообщение между противоположными берегами обеспечивается паромами. Водный транспорт имеет самую низкую себестоимость перевозок, но его работа ограничена периодом навигации и на­личием судоходных путей сообщения (их протяженность в России 89 тыс. км).

Между крупными городами осуществляются коммерческие перевозки пассажиров гражданской авиацией как по регулярным маршрутам, так и в режиме «воздушное такси». Однако тарифы на такие услуги значительно выше, чем на наземном пассажирском транспорте, в связи с чем объемы воздушных перевозок незначи­тельны.

В междугородном сообщении с увеличением дальности перево­зок возрастает роль сначала железнодорожного, а затем и воздуш­ного транспорта. Междугородные автобусные перевозки преобла­дают на расстояниях до 200 км, в горных условиях и в случаях, когда в регионе имеется много близко расположенных городов с недостаточно развитой сетью железнодорожных путей сообщения (например, район Кавказских минеральных вод).

Эффективная сфера международных автобусных перевозок ограничена преимущественно перевозками туристов. В России функционируют также несколько десятков регулярных междуна­родных автобусных маршрутов.

По мере интеграции России в общеевропейское сообщество роль автобусного транспорта повышается в связи с упрощением пограничных и таможенных процедур. В межконтинентальном со­общении практически весь объем перевозок пассажиров ложится на гражданскую авиацию. Морской пассажирский транспорт спе­циализируется на круизных перевозках туристов. В приморских рай­онах вдоль берега морским транспортом осуществляются регуляр­ные пассажирские каботажные перевозки.

Технологический процесс выполнения рейсов в междугород­ном сообщении предусматривает организацию отдыха водителей на промежуточных пунктах маршрута и в пункте оборота. На про­межуточных пунктах маршрута оборудуют комнаты для кратко­временного отдыха водителей, обеспечивают возможность пита­ния водителей. Для ежедневного отдыха водителей в пункте обо­рота оборудуют спальные места. Типовыми проектами на автовок­залах предусмотрены двухместные номера гостиничного типа.

Техническое содержание средств связи и оборудования произ­водится персоналом автовокзалов или специализированными орга­низациями по договору.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Пассажирские платформы, переходы и перек

Платформы предназначены для кратковременного ожидания поезда, посадки и высадки пассажиров, почтово-багажных операций. Для обслуживания пассажиров на вокзалах сооружают высокие (1,1 м над головкой рельса) и низкие (0...

Определение числа билетных касс дальнего

Потребное число билетных касс на конкретном вокзале определяют для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравно­мерности обращения пассажиров в кассу. Общее число пассажиров, отправленное с вокзал...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.