Основные устройства вокзала | |
Перевозки - ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ |
Основными устройствами и помещениями вокзала являются: ü залы ожидания и вспомогательные помещения (буфеты, рестораны и др.); ü кассовые залы; ü багажные и почтовые устройства и камеры хранения; ü распределительные и посадочные платформы, тоннели и переходы; ü устройства автоматики и телемеханики, и в том числе информационные устройства; ü устройства, обеспечивающие социально-бытовые условия пассажиров (гостиницы, комнаты отдыха, комнаты матери и ребенка и др.). На вокзале, следует предусматривать высокую комфортность обслуживания пассажиров, технологически грамотные и в то же время простые решения, позволяющие легко ориентироваться и обеспечивающие поточное следование пассажиров при оформлении поездки, сдаче-получении багажа. Пути следования потоков пассажиров разных категорий должны быть удобными и короткими, не пересекаться друг с другом и потоками багажа, а также не иметь возвратных передвижений. В вокзалах с большими потоками дальних и пригородных пассажиров они должны быть полностью изолированы друг от друга. Технологически допускается только совмещение потоков прибывших дальних и пригородных пассажиров при выходе с платформ на привокзальную площадь. Для пассажиров, не пользующихся помещениями вокзала (прибывающие дальние и пригородные пассажиры, отправляющиеся пригородные, имеющие проездные билеты), создают удобные и кратчайшие переходы от привокзальной площади на платформы, минуя пассажирское здание. Расположение вокзальных помещений должно учитывать пути следования пассажиров к поезду и от него. На вокзале с тупиковым и боковым расположением зданий наиболее целесообразны технологические схемы обслуживания пассажиров, представленные на рис.1. Чтобы пассажирам обеспечивались должный комфорт и быстрота обслуживания, вокзалы должны иметь достаточную площадь помещений и рациональное их расположение. Вестибюли, операционные залы, камеры хранения следует отделять от залов ожидания, ресторанов, комнат отдыха и др. Чаще всего и, как правило, удобнее всего размещать операционные помещения и залы ожидания на разных этажах вокзала. Это обеспечит независимое функционирование каждого из помещений, создает удобства и комфорт для пассажиров. Очень важно, чтобы комнаты отдыха, например, находились в зоне минимального шума от поездов и автотранспорта. Устройства постоянного и максимального пользования (справочные бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и автоматы по продаже пригородных билетов) целесообразнее размещать по пути следования отправляющихся пассажиров, обеспечивая тем самым минимальную затрату времени для них и не создавая возвратных и лишних перемещений. Помещения для хранения ручной клади и автоматические камеры хранения выгоднее располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия с учетом, конечно, максимальных удобств для пассажиров отправления. При очень больших потоках пригородных пассажиров можно предусматривать самостоятельное помещение для их обслуживания или создавать отдельные кассовые залы и изолированные от дальнего движения пути следования и выходы на платформы, где, как правило, устанавливают автоматы для продажи билетов. Экономически выгоднее и технологически правильнее размещать автоматы на близких подходах к вокзалу по пути следования потока пригородных пассажиров. Площади помещений вокзала определяются единовременной расчетной вместимостью, т.е. числом одновременно обслуживаемых пассажиров с учетом встречающих и провожающих. Единовременная расчетная вместимость подсчитывается отдельно для пассажиров дальнего и местного сообщений и пригородных. Для большого вокзала целесообразно предусмотреть отдельные кассовые залы, имеющие входы с привокзальной площади и сообщающиеся с вестибюлем. Вестибюли, операционные и кассовые залы должны иметь достаточный фронт для размещения операционных помещений и спокойную, не используемую под проходы зону для пассажиров, совершающих операции, связанные с отъездом. Весьма важна хорошая связь вестибюлей с привокзальной площадью и платформами. На рис.2 показан вариант планировки двухэтажного железнодорожного вокзала. Залы ожидания на вокзалах бывают общими для всех категорий пассажиров и раздельными - отдельно для дальних, местных, транзитных и пригородных пассажиров. В обоих случаях нужна четко разработанная технология пропуска пассажиров по всем помещениям вокзала. Отсутствие ее вызывает длительные ожидания и большие встречные потоки. На вокзалах с платформами и привокзальной площадью в одном уровне залы ожидания целесообразно планировать на первом этаже, предусматривая лишь специальные пешеходные тоннели для связи с пассажирскими платформами. Для транзитных пассажиров в этом случае более целесообразно создавать отдельные залы на втором этаже здания. При размещении привокзальной площади ниже платформы залы ожидания могут располагаться на первом и втором этажах, обеспечивая лишь удобный и короткий путь следования пассажира на посадочные платформы. Если привокзальная площадь расположена выше платформ, то залы ожидания лучше располагать на втором этаже, связывая их с платформами пешеходными мостами или конкорсом. Для вокзалов вместимостью более 700 пассажиров нужен специальный зал для пассажиров с детьми. По соседству с залами ожидания или вестибюлями в непосредственной близости от путей следования пассажиров на платформы удобно располагать рестораны, кафе и буфеты, предусматривая их помещения непроходными, с достаточной площадью и числом посадочных мест. Но нельзя допускать расположения этих помещений на главной технологической линии движения пассажиров. Камеры хранения располагают вблизи пути следования пассажиров прибытия, но с учетом удобств для пассажиров отправления. Для больших вокзалов более рациональным является раздельное размещение камер хранения и багажных отделений. Хранение не менее 50% ручной клади должно быть обеспечено в автоматических камерах, расположенных в одном помещении или в смежных залах. Багажные помещения и камеры хранения целесообразно располагать на первом этаже пассажирского здания, а кладовые - в цокольных спусках, связанных с основными помещениями подъемниками или пандусами. Багажные помещения должны иметь со стороны привокзальной площади подъезд для автотранспорта и для автокар со стороны платформ при обеспечении технологически независимых путей их движения, не пересекающихся с потоками пассажиров. Недалеко от мест хранения должны быть багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа. На рис.3 показана возможная организация маршрутов потоков пассажиров и приема-выдачи багажа на вокзалах. Билетные кассы на вокзалах располагают группами и специализируют по видам движения. Специализация касс предусматривает отделение пригородных касс от дальних и местных, а при значительном пассажиропотоке - также дальних касс от касс местного следования. Пригородные кассы можно специализировать по зонам и направлениям движения. Кассы дальнего и местного следования на ряде вокзалов обезличены, т.е. продают билеты на все поезда, хотя и здесь важно сохранить поточность следования пассажиров. Справочные бюро, оборудованные радио, телефоном, другими средствами информации, располагают вблизи от входов в вестибюль или кассовый зал. В пассажирских залах размещают телефонные справочные устройства, информационные щиты, стенды, предоставляющие пассажирам четкую и исчерпывающую информацию по обслуживанию на вокзалах и в поездах. Комнаты матери и ребенка (КМИР) устраивают на вокзалах вместимостью 500 и более пассажиров. В отличие от основных помещений вокзала комнаты матери и ребенка, а также длительного отдыха следует устраивать в стороне от основных потоков пассажиров, в тихих зонах второго или вышележащих этажей. Очень важно, чтобы комнаты матери и ребенка были ориентированы на южные стороны и имели отдельные выходы на привокзальную площадь и в здание вокзала. Помещения: дежурного по вокзалу, почту, телеграф и т.п. размещают в вестибюлях - операционных залах или близко от них. Помещения бытового обслуживания (парикмахерские, курительные, помещения для срочного ремонта одежды, обуви и д.р.) размещаются недалеко от залов и имеют с ними удобную связь. Медпункт имеет подъезды и входы со стороны платформ и города; его планировка, ширина коридоров (не менее 2 м) и расположение дверей обеспечивают проход с носилками. Помещения милиции удобно связывают с пассажирскими платформами и залами. Бытовые помещения для работников вокзала размещают, как правило, в одной зоне с отдельными (от пассажирских помещений) входами. Помещения для пригородных пассажиров, располагаемые в общем здании вокзала, устраиваются исходя из нормы 0,6 м2 на одного расчетного пассажира пригородного сообщения. При выделении для пригородных пассажиров самостоятельных помещений, располагаемых в общем, пассажирском здании, их расчет производят по существующим нормам площадей. При очень больших пригородных вокзалах (расчетной вместимостью более 1200 пассажиров) размеры площадей необходимых помещений определяют специальными заданиями. |
Читайте: |
---|