News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Легкие электротранспортные средства

Из всех разновидностей электромобилей наибольший интерес с практической точки зрения представляют легкие электротранспортные средства (ЛЭТС) с комбинированным электрическим и чаще вс...

Гелиотранспорт

Электромобили, солнцемобили, солнечные велосипеды, электромоторные суда с солнечными батареями - все эти экологически чистые транспортные средства появились всего лет 15-20 на...



Регулирование и ограничение конкуренции в нормативных актах Российской Федерации
Перевозки - Конкурентоспособность транспортных услуг

В состав законодательства о конкуренции входят четыре федеральных закона:

В них заложены нормы Конституции РФ о конкуренции, едином экономическом пространстве и едином рынке.

Первый в истории современной России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения предприятий в рыночных условиях, определяющий правила игры для конкурентов — закон РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках , был принят 22 марта 1991 г. Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Законодательство о конкуренции РФ прошло не такой большой путь развития, как законодательство многих зарубежных стран. Так в США первый федеральный закон о конкуренции (закон Шермана) был принят в 1890 г. А наши нормы, регулирующие конкурентные отношения, стали появляться только немногим более 10 лет назад.

В закон О конкуренции (1991 г.) 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г. и 2 января 2001 г. вносились изменения. Рассмотрим наиболее важные положения измененного закона о конкуренции.

Основная особенность закона заключается в том, что он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности для игнорирующих этот закон. По структуре и содержанию закон ближе не к разрешительному законодательству России, а к зарубежному экономическому законодательству, опирающемуся на принцип разрешено все, что не запрещено .

В законе дается трактовка основных понятий: товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, хозяйствующего субъекта, конкуренции, недобросовестной конкуренции, доминирующего положения, монополистической деятельности, монопольно высокой и низкой цен, аффилированного лица и т. д.

Закон предусматривает запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Так в нем отмечается запрет на создание министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров . Предусмотрены жесткие запреты должностным лицам на занятие собственным бизнесом.

В законе определен нижний, допустимый барьер монополизации — не может быть признано доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 % . В дополнениях к закону уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Безусловным монополистом считается предприятие, контролирующее 65 % и более товарного рынка. Предприятие, > контролирующее 35—65 % рынка, также может быть признано £ монополистом, но для этого антимонопольные органы, изучив ^ конкретную ситуацию, должны доказать, что хозяйствующий  субъект занимает доминирующее положение на рынке. Сам факт доминирующего положения предприятия ненаказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение, а за злоупотребление им.

Под антимонопольное регулирование подпадают не только отдельные юридические лица, но и группа лиц — совокупность юридических или юридических и физических лиц, которые путем покупки ценных бумаг, переплетения директоров или иным способом осуществляют прямой или косвенный контроль над предприятиями. Группа лиц здесь рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Существенные изменения внесены в раздел, касающийся ответственности юридических лиц, их руководителей. Индивидуальных предпринимателей, должностных лиц органов исполнительной власти и физических лиц за несоблюдение и нарушение антимонопольного законодательства. Они несут гражданско-правовую, административную, либо уголовную ответственность.

Так, коммерческие и некоммерческие организации подвергаются штрафу за неисполнение в срок предписаний федерального антимонопольного органа в размере до 100 минимальных месячных размеров оплаты труда (ММРОТ) за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 2500 ММРОТ.

Совершение действий (бездействие) в нарушение порядка создания, реорганизации, ликвидации коммерческих организаций и их объединений, при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций наказывается штрафом до 500 ММРОТ.

Непредоставление в установленный срок антимонопольному органу необходимых документов и информации наказывается штрафом в размере до 50 ММРОТ за каждый день просрочки, но не более 5000 ММРОТ, а за предоставление недостоверных сведений - штрафом до 1000 ММРОТ.

Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность:

Граждане — индивидуальные предприниматели за непредоставление в срок необходимых документов и информации несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ.

За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих, некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, должностные лица антимонопольного органа несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 80 ММРОТ, если эти деяния не влекут другую ответственность, предусмотренную законодательством

Несмотря на дополнения и изменения, закон все еще не лишен недостатков. Так конструкция антимонопольного комитета такова, что он является одновременно и прокуратурой по отношению к нарушителю закона, и хранителем коммерческих тайн, и своего рода верховным судом, издающим предписания, обязательные для исполнения. В то же время комитет сам оказывается изрядным монополистом в отношении тех, кому надлежит исполнить данный закон.

Слабость в законе просматривается и в том, что задуманный как российский аналог американской Федеральной Торговой комиссии Антимонопольный комитет, с одной стороны, получил права, которыми не обладают даже антимонопольные органы США, а с другой, сам оказался включенным в систему исполнительной власти и зависим от многих лиц, существенно заинтересованных в развитии монополизма. Так, если Федеральная Торговая комиссия США подчиняется только президенту США, то Антимонопольный комитет России подчиняется президенту, его администрации, Председателю Правительства РФ, его заместителям и еще многим-многим должностным лицам.

Закон о естественных монополиях регулирует отношения в сферах деятельности, где конкуренция неэффективна или имеется нулевая конкуренция. Закон содержит нормы о жестком, и прежде всего ценовом регулировании рынка, о прямом вмешательстве государства в деятельность субъектов естественных монополий.

Закон РФ О рекламе содержит нормы о запрещении недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы.

Закон РФ О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (с изменениями на 24.12.02 г.) конкретизирует основные понятия конкуренции, определяет доминирующее положение финансовой организации и злоупотребление им, формы недобросовестной конкуренции применительно к финансовым услугам. В чаконе предусмотрены процедура признания действий финансовых организаций ограничивающими конкуренцию на рынке финансовых услуг и порядок признания недействительными таких сделок или соглашений. Предусмотрено, что органы исполнительной власти различных уровней не вправе принимать нормативные акты и осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке финансовых услуг. Рассмотрены государственное регулирование деятельности по защите конкуренции и ответственность за нарушение антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Определение числа билетных касс дальнего

Потребное число билетных касс на конкретном вокзале определяют для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравно­мерности обращения пассажиров в кассу. Общее число пассажиров, отправленное с вокзал...

Прогнозирование пассажирских перевозок И

Прогнозирование пассажирских потоков является важнейшей и неотъемлемой частью сложного процесса развития систем железнодорожного транспорта, обеспечивающих предоставление населению страны качественных услуг, связанных с перевозками. От достоверной оц...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.