Автомобили, движущиеся по рельсам | |
Перевозки - Новые виды транспорта |
Среди многочисленных проектов, которые призваны решить проблему перегруженности транспортных сетей мегаполисов, всё чаще встречаются предложения направить городской транспорт, в том числе и автомобили, по рельсам. Один из самых смелых проектов представила датская компания RUF International. Предлагаемая датчанами транспортная система представляет собой сеть монорельсовых дорог, по которым движется общественный и личный электротранспорт. Небольшие участки пути транспорт преодолевает по обычным дорогам, после чего въезжает на рельсы и объединяется в своеобразные поезда. Конструкция автомобиля, движущегося по рельсам представлена на рис. 3.1 Вставшим на рельсы транспортом не нужно управлять — водитель задаёт программу и может спать, читать, выходить в Интернет или смотреть телевизор — информация передаётся некоему главному диспетчеру и автоматическая система всё сделает сама, руководствуясь показаниями установленных повсюду, в том числе и под землёй, датчиков. В случае необходимости, водитель сможет снова взять управление на себя. Подразумевается, что скорость езды по рельсам будет 120 км/час. Согласно проекту RUF International, сеть дорог будет состоять из 25-километровых рельсовых участков со специальными переходами через каждые пять километров, чтобы одни водители могли присоединиться к поезду , а другие свернуть или съехать с рельсов (рис.3.2-3.3). Максимальная скорость между переходами (150 км/час) при приближении к развязкам автоматически снижается до 30 км/час. Участки пути без рельсов также автоматизированы: установленные под землёй датчики образуют своеобразный фарватер, так что водитель может совсем не управлять своим авто. Энергия для электромобилей подаётся непосредственно по монорельсу — это и обеспечивает электропитание во время движения в поезде , и заряжает аккумуляторы для непродолжительной езды по обычным дорогам. По прибытии к месту назначения водитель выходит из машины и отправляется по своим делам — автоматика сама отправит автомобиль на ближайшую стоянку, откуда хозяин может вызвать его для продолжения пути. Есть и другой вариант — безо всяких стоянок, когда каждый может использовать первый попавшийся автомобиль. В качестве защиты от вандализма разработчики предлагают следующую схему: при входе в машину водитель предъявляет некую карту, удостоверяющую личность, которую машина идентифицирует. Машина запоминает того, кто последним ездил на ней, а новый водитель должен будет при входе в авто оценить его состояние. Только в случае приёмки машины новый водитель идентифицируется и на некоторое время становится её владельцем. Машины для транспортной системы RAF могут быть любыми — легковушка , грузовик, автобус — но для езды по рельсам у всех у них должен быть V-образный канал, проходящий по днищу кузова машины (рис. 3.4). Прорезь проходит посередине и внутри делит салон на две части. Разработчики предлагают использовать бугор в качестве подлокотника или места для ребёнка . Монорельсовая система предназначена для крупных городов, но авторы проекта не забыли и о жителях пригородной зоны: предусмотрен гибридный транспорт с электрическим и топливным двигателями. Например, общественный пригородный транспорт, названный Maxi-RUF, — это автобус, который может перевозить десять пассажиров, не считая водителя. Компания работает над своей концепцией с 1988 года. У RUF International 16 спонсоров, в числе которых нет ни одного автопроизводителя, но есть датский филиал Siemens и датские же министерства энергетики и окружающей среды. Над аналогичным, но куда более реалистичным проектом работают англичане. Монорельсовый проект под названием ULTra (Urban Light Transport) компании Advanced Transport Systems впервые будет реализован в 2004 году. А в январе 2002 года запустили экспериментальную ветвь неподалёку от Бристоля в городе Кардифф (рис.3.5). Если результаты тестов будут признаны удовлетворительными, сети ULTra построят сначала в Кардиффе, а потом и в других городах Великобритании. ULTra — это одна из форм персонального скоростного транспорта (Personal Rapid Transit — PRT). По сути, это монорельсовая дорога, по которой движутся небольшие полностью автоматизированные вагонетки — наземное метро, только без машинистов и, собственно, поездов. Похожие на капсулы небольшие вагонетки, рассчитанные на несколько человек, будут двигаться по монорельсу со скоростью 25 км/час. Проект ULTra, который ещё называют такси без водителя (driverless taxi), Advanced Transport Systems разрабатывала совместно со специалистами из Бристольского университета. Первая построенная в Кардиффе испытательная ветка , по которой будет двигаться 30 капсул , будет протяжённостью 1,5 км. В развитой сети количество вагонеток увеличится до 120. Движение каждой капсулы будет контролироваться центральной системой посредством всевозможных датчиков. Посадка-высадка пассажиров будет осуществляться на специальных станциях. Нужно отметить, что капсулы не останавливаются на главной трассе, а подъезжают к станциям по отдельным путям. При входе пассажир должен будет вставить в приёмник смарт-карту, на которой и будет обозначен маршрут его поездки. Возможно, посредством этой карты будет производиться и оплата за проезд (тариф такой же, как и за проезд в автобусе). Разработчики утверждают, что, во-первых, их электротранспорт не загрязняет окружающую среду, во-вторых — он лёгкий (вес вагонетки 800 кг), в-третьих, им удалось минимизировать визуальное вторжение в архитектурный облик городов и окружающую среду, и, наконец, ULTra — безопасный транспорт. Действительно, при скорости 25 км/час (а вблизи остановок 5 км/час) мало что может случиться. Тем не менее, каждая вагонетка оборудована специальной системой обнаружения , которая автоматически остановит капсулу , если впереди препятствие. Поломка (вероятность любой из них, по мнению создателей, крайне мала) одной из вагонеток не блокирует всю транспортную систему, а встроенная система контроля передаст сигнал в Центр . Система предназначена исключительно для городов и, по признанию разработчиков, не заменит автобусы и автомобили, а станет лишь дополнением к существующим видам общественного транспорта. |
Читайте: |
---|