News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Моторвагонные поезда

Начальный этап развития железных дорог характеризовался использованием пассажирских поездов исключительно на локомотивной тяге. С широким распространением электрической тяги появилась альтернатива эт...

Легкие электротранспортные средства

Из всех разновидностей электромобилей наибольший интерес с практической точки зрения представляют легкие электротранспортные средства (ЛЭТС) с комбинированным электрическим и чаще вс...



Историческая справка по автобусным маршрутам
Разное - История развития

историческая справка по автобусным маршрутам

История появления и развития автобуса во Владивостоке уходит корнями в довоенные годы. 24 марта 1920 года на линии «Вокзал – Луговая» и «Вокзал – 1-я Речка» в семь часов утра вышли первые три автобуса, рассчитанные на одновременную перевозку 42 пассажиров каждый. Впоследствии данные линии, дублировавшие трамвайные маршруты, были закрыты. Появился 1-й маршрут «Посьетская – Маяк», который, правда, еще в 50-е годы ходил не с улицы Посьетской, а с Вокзальной площади по улице Верхнепортовой. Позже его остановка была перенесена выше памятника В. И. Ленину, а еще позже – к гостинице «Приморье». В дальнейшем развитие автобуса пошло по нарастающей. Были открыты многие привычные нам маршруты. Стоит сделать акцент на следующих моментах.

До 70-х годов конечной остановкой автобусов, отходящих из Центра, была остановка «Гортеатр» – располагалась возле здания Приморской Краевой Филармонии по улице Ленинской, 13 (ныне улица Светланская). От нее отправлялись маршруты:

№ 7 Гортеатр – Багратиона

№ 9 Гортеатр – 6-й километр (с 1972 года после постройки завода Дальхимпром конечная стала называться «Дальхимпром»)

№ 10 Гортеатр – фабрика «Заря»

Маршруты №№ 14, 17 и 25 также изначально имели совсем иную схему движения, отличную от нынешней:

№ 14 Багратиона – 6-й километр (с 1972 года «Дальхимпром»)

№ 17 Багратиона – Фуникулер

№ 25 Луговая – Нахимова (кольцо располагалось на пересечении улиц Южно-Уральской и Волховской)

В начале 70-х годов была построена конечная остановка для автобусов на улице Фокина. На нее была перенесена конечная остановка маршрутов №№ 7, 9 и 10, а вскоре добавились маршруты:

№ 12 Фокина – Иртышская

№ 19 Фокина – Хабаровская (первоначально возвращался с улицы Хабаровской по проспекту Острякова и Партизанскому проспекту)

№ 21 Фокина – Постышева

Однако к концу 70-х в связи с развитием троллейбусных линий маршруты №№ 7, 10, 17, 21, а также маршрут № 14, закрываются. Но через некоторое время с постройкой в 1978 году Городской клинической больницы №2 маршрут № 21 получил второе рождение: его пустили от Автовокзала до этой больницы.

Позже с застройкой нового микрорайона БАМ 10, 14, 17 и 25 маршруты предстали в новом облике:

№ 10 Луговая – Иртышская

№ 14 Фокина – Тухачевского

№ 17 Фокина – Карбышева

№ 25 Луговая – Карбышева

Через короткое время 10-й маршрут был снова закрыт. В 80-е годы он получил третье рождение – на этот раз как «Луговая – Дальхимпром», после чего прочно обосновался в транспортной сети города. Из-за того, что до середины 80-х годов мост через реку Ишимка в районе улицы Фирсова был узок, а на маршрутах №№ 12 и 14 работали гармошки Икарусы-280, которые не могли нормально проезжать его при следовании на БАМ, они шли на БАМ через остановку «Постышева» и мимо троллейбусного парка. После реконструкции моста в 80-е годы они стали ходить в обе стороны через остановку «Магазин». В 1999 году восстанавливали «советскую» схему 14-го маршрута (коммерческие автобусы это не затронуло), но через год он был закрыт.

В 70-е годы также короткое время существовал маршрут № 22 «Луговая – Енисейская». Но он (как и маршрут № 23) шел не так, как сегодня ходят автобусы в том районе (по кругу), а делал разворот на остановке «Енисейская», шел обратно по улице Кирова и заезжал на Автовокзал. Но уже в те годы он нашел свое пристанище на острове Русском как маршрут «ДОФ – Парис – Канал». В 1998 году его восстанавливали коммерческими автобусами как «Луговая – Енисейская – Автовокзал» (при этом одновременно существовал 22-й маршрут на острове Русском), но эксперимент себя не оправдал.

А 23-й маршрут изначально ходил от Железнодорожного вокзала. Вообще, от вокзала до начала 90-х годов отходило 5 городских маршрутов:

№ 20э Ж/д вокзал – Запорожская (через Черемуховую, Окатовую)

№ 23 Ж/д вокзал – Енисейская

№ 31 Ж/д вокзал – бухта Тихая (по улице Фадеева)

№ 31э Ж/д вокзал – бухта Тихая (до кинотеатра Союз ; по улице Фадеева; закрыт к 1990-му году)

№ 32э Ж/д вокзал – Трудовая

и 7 пригородных:

№ 101 Владивосток – Аэропорт

№ 102 Ж/д вокзал – станция Угольная (в конце 80-х заменен в летний период на «Ж/д вокзал – Надеждинская АЗС», зимой – до Верхнего Городка)

№ 102к Ж/д вокзал – шахта «Подгородненка» (в конце 80-х заменен на «Ж/д вокзал – станция Угольная»)

№ 105 Ж/д вокзал – Надеждинская АЗС (в конце 80-х продлен до дач в районе поселка Соловей-Ключ)

№ 110 Владивосток – Заводской

№ 111 Владивосток – Артем

№ 112 Владивосток – Тавричанка

Однако, в 1990-1991 годах из-за начавшейся реконструкции здания вокзала автобусам запретили ездить до Ж/д вокзала, и маршруты №№ 101, 110, 111 и 112 стали отправляться от автовокзала, а все остальные – от Центра. Стоит отметить, что автовокзал был построен в 1980-м году, а до этого момента от Железнодорожного вокзала отправлялись также все междугородние маршруты. Но чуть позже из-за того, что работавшие на маршрутах №№ 20, 23 и 31 гармошки Икарусы-280 не могли нормально разворачиваться поперек мощного потока на улице Светланской, 20-й, а позже и 31-й маршруты были укорочены до Луговой, а конечная остановка 23-го, а также маршрутов №№ 102, 102 к и 105 перенесена на улицу Фокина. Маршрут № 32 был закрыт. В середине 90-х возобновлялось движение муниципальных автобусов по экспрессным маршрутам 20э Центр – Запорожская , 31э Центр – Борисенко – бухта Тихая , 32э Центр – Трудовая , но через короткое время они были закрыты.

80-е годы ознаменовались массовой застройкой города. Появилось много новых микрорайонов, в которые были открыты линии маршрутных такси (с конца 80-х – начала 90-х годов почти все они стали обслуживаться обычными автобусами) и обычных автобусов. В качестве примеров можно привести маршруты:

№ 2 Луговая – Чкалова (до постройки домов №№ 6, 8 и 10 по улице Чкалова ходил до фабрики «Заря»)

№ 7 (до 1986 года) Фокина – 1-я Речка – улица Баляева (закрыт с постройкой трамвайной линии № 7 в 1986-м году)

№ 7 (с конца 80-х) станция Луговая – 64-й микрорайон (в 90-е годы 1-я остановка называлась «кинотеатр «Владивосток»», с конца 90-х стала называться «Шепеткова»)

№ 16 Луговая – Нейбута (ч/з Баляева)

№ 16к Луговая – Нейбута (обратно по ул. Спиридонова)

№ 33 Карбышева – Днепровская (закрыт в начале 90-х; в 1998-99 годах восстанавливался как № 36д)

№ 33к 100-летия Владивостока – Днепровская

№ 35 Некрасовская – 57-й микрорайон (маршрутное такси)

№ 36 Моргородок – Карбышева (маршрутное такси)

№ 37 Баляева – Сабанеева (маршрутное такси; позже с 3-й Рабочей через Котельникова, а с 1994-го года – обычные автобусы с Луговой)

№ 38 Гоголя – Толстого (позже стал № 38к, а под № 38 стали ходить «Икарусы» с Фокина; еще позже № 38к закрыт)

№ 39 Луговая – Сафонова

№ 43 Универсам – больница ДВНЦ

№ 44 Океанская – Угольная (через Подгородненку, вначале отправлялся от остановки возле санатория Строитель ; в начале 90-х продлевался до Автовокзала, потом закрывался, после чего был открыт с Океанской-Кольца через Пивзавод в обратном направлении, а позже через Пивзавод в обе стороны)

№ 46 станция Луговая – 63-й микрорайон

Кроме того, в 1982 году была сдана в эксплуатацию дорога от кольца Багратиона до завода «Варяг», построенная рабочими этого завода, и по ней был продлен маршрут № 11 (до этого он ходил лишь до кольца Багратиона). Правда, до 90-х годов конечная остановка называлась «Техучилище».

В 90-е годы начинается переход страны к рыночной экономике, появляется рынок частных перевозок, в связи с чем муниципальный транспорт начинает сдавать позиции.

Скорее отрицательные, чем положительные, изменения коснулись маршрутов БАМа. В начале 90-х годов вместо маршрутов №№ 12 и 14 появляются короткие маршруты №№ 12к и 36т с Моргородка, а 12 и 14 начинают работать в режиме экспрессов (12 только в часы Пик). В середине 90-х открывается новый маршрут № 33д, который соединил улицу Днепровскую с улицей Иртышской (закрыт в начале 2000-х годов). Но на данный момент БАМ снова имеет неплохое автобусное сообщение с Центром, а с Моргородка ходит только маршрутное такси на Иртышскую.

В середине 90-х открывался экспериментальный муниципальный маршрут по улице Выселковой – № 47э «Баляева – Выселковая – 2-я Речка». С конца 90-х на нем ходили устойчиво коммерческие микроавтобусы, в 2003-м году заменен на маршрут № 98 «Луговая – Выселковая – Автовокзал». Кроме того, некоторое время в конце 90-х существовал маршрут № 50 «Луговая – Выселковая – з-д «Варяг»».

Стоит также отметить, что в первой половине-середине 90-х годов, чтобы выжить на рынке перевозок, муниципальные автопарки пускали ранее использовавшиеся служебные и междугородные автобусы на вновь открытые экспрессные маршруты, например, 25, 20э (с Центра), 31э (с Центра через Борисенко), 32э, 40э, 41э. Но они не выдержали конкуренции и спустя некоторое время были закрыты.

В 1997-1998 годах мэром города В. И. Черепковым проводились две глобальные реформы транспортной сети, в связи с чем многие маршруты были изменены до неузнаваемости. В связи с соединением улиц Вилкова и Запорожской был закрыт маршрут № 20, а через остановку Запорожская стали ходить другие маршруты, в том числе № 49, который на сегодняшний день является одним из самых востребованных. В 1998 году основной концепцией изменений было удлинение маршрутов, отправлявшихся с площади Луговой, до Центра. Но уже к осени 1998 года почти все маршруты обрели свой прежний облик, хотя некоторые удлиненные версии маршрутов (например, 13д) существуют до сих пор. Кроме того, была закончена реконструкция дороги на улице Борисенко, и 31-й маршрут стал ходить по ней вместо улицы Фадеева, будучи к тому же снова удлиненным до Центра. С тех пор все маршруты, следующие до бухты Тихой, проходят по этой улице.

С конца 90-х в городе было открыто довольно много коммерческих маршрутов автобусов, которые много раз менялись, закрывались и снова открывались, и вообще с трудом поддавались учету.

1998-1999 годы особенно запомнились тем, что микрорайон Эгершельд (Маяк), который до этого обслуживался одним-единственным маршрутом (№ 1), был соединен многими маршрутами сразу с несколькими районами города. Правда, впоследствии их количество уменьшилось, но на данный момент обслуживание этого района очень даже неплохое. В том числе нельзя не отметить интересный маршрут № 52, который ходил с АЗС на Маяке (остановка называлась «Токаревского») до 36-го причала по территории Торгового порта в 1998-1999 годах.

Были соединены между собой протяженными маршрутами и другие районы (Чуркин, Тихая – с БАМом, 2-й Речкой).

В 1999 году автобусам разрешили ездить до железнодорожного вокзала, и туда были продлены маршруты №№ 13д, 31, 32, 49.

В 2002-м году движение автобусов и троллейбусов до улицы Фокина было закрыто, и новой конечной остановкой автобусов стала площадь Семеновская.

В 2002-м году был открыт маршрут № 84 «Фуникулёр – Заря». Чуть позже он был продлён вниз по ул. Чапаева до дома по ул. Кирова, 101. А ещё чуть позже - в Центр по ул. Суханова. Это был единственный маршрут, который ходил непосредственно к массиву последних домов по ул. Кирова. В 2003-м году также некоторое время существовал его удлинённый вариант - № 84д «Спортивная – Луговая – Центр – Фуникулёр – Заря – Кирова, 101». Но в 2003-2004 годах оба маршрута были закрыты. В конце 2005 года возобновлялся маршрут № 84 по первоначальной схеме (Фуникулёр – Заря), но вскоре снова закрыт.

В 2003-м году была попытка открыть автобусное сообщение в район улиц Невская, Волховская, Корнилова, Нахимова (как уже говорилось, ранее туда ходил маршрут № 25 с Луговой, закрытый в конце 70-х годов, и в 1999-2000 годах маршрутное такси № 76 со станции Моргородок). Были открыты маршруты микроавтобусов до бывшего кольца «ул. Нахимова» по кольцу «ул. Невская – ул. Корнилова – ул. Волховская – ул. Южно-Уральская»: № 78л с Луговой и № 78ц с Семеновской. Однако эксперимент не оправдал себя, и через несколько месяцев маршруты были закрыты.

В 1999-2005 были открыты достаточно удобные маршруты в пригород:

№ 6а Ж/д вокзал – Океанская (первоначально с Горпарка, потом с Фокина)

№ 6д Ж/д вокзал – Садгород (до турбазы «Тихий Океан»)

№ 24д Луговая – Центр – Фанзавод

№ 28э Семеновская – бухта Емар (первоначально под № 28д и с Фокина)

№ 34 Семеновская – Сахарный Ключ (до улицы Находкинской; какое-то время ходил до Садгорода)

№ 70 Луговая – 3-я Рабочая – Садгород (первоначально до Океанской)

№ 76 Фанзавод – Фуникулер – м-н «Изумруд» – Фанзавод

№ 80 Окатовая – Океанская

№ 80ц Окатовая – Центр – Океанская

На данный момент сохранились только маршруты №№ 24д, 28э и 34, но интервал движения на них в последнее время достаточно велик. Маршруты №№ 6а и 6д заменены маршрутными такси повышенной комфортности, о которых немного ниже. Кстати, стоит сказать, что маршрут № 34 и ранее ходил в пригороде, но совершенно по-другому. Изначально с советских времен он назывался Океанская – Пивзавод . С середины 90-х годов после того, как 44-ый маршрут стал возвращаться на Океанскую через Пивзавод – Пожарная часть – Пивзавод – Угольная – Верхний Городок (тогда это был единственный маршрут, выходивший за пределы города!). После того, как 44-ый маршрут стал ходить в обе стороны через Пивзавод, был закрыт. В 2002-м году открыт как коммерческий 1000-коечная больница – Уборевича – Суханова – Пушкинская – Луговая – Трудовая – Окатовая – Детский парк – Луговая . Но уже на следующий год из-за не соответствия требованиям безопасности участка улицы Луцкого закрыт. С 2005-го года возвратился в пригород и уже окончательно там обосновался.

В то же время, начиная, с 2002-го года были открыты новые пригородные межмуниципальные маршруты:

№ 111 Ж/д вокзал – ст. Надеждинская

№ 112 Ж/д вокзал – Тавричанка (ранее закрытый в 90-х)

№ 537 Ж/д вокзал – пос. Артёмовский (Артём-ГРЭС), с конца 2007 года № 106

№ 540 Ж/д вокзал – Аэропорт, с конца 2007 года № 107

В середине 2000-х годов также появился местный маршрут на острове Попова, соединивший район причала с районом Рыбозавода, и маршрут на полуострове Песчаном – для перевозки пассажиров из села Береговое к пирсу и обратно. Ныне оба маршрута закрыты.

В то же время с начала 2000-х годов было закрыто и передано частникам много муниципальных автобусных маршрутов. Сказывались конкуренция на рынке автотранспортных услуг, высокая степень износа автобусов, находившихся на балансе муниципальных автопарков, недостаток финансирования. По состоянию на конец 2007 года муниципальных автобусов на маршрутах города фактически уже нет – единственное муниципальное автотранспортное предприятие ВПОПАТ-1 было реорганизовано, и теперь его автобусы списаны, а субарендованные им у частников автобусы работают под вывеской коммерческих организаций.

С начала 2006 года в городе появились так называемые «маршрутные такси повышенной комфортности». Их особенность в том, что стоимость проезда в них, как правило, выше, чем в обычных автобусах, а также отсутствие льгот. Эти маршрутные такси обслуживали, в основном, пригород Владивостока (районы Океанской, Фанзавода, бухты Емар, Спутника, Садгорода, Весенней, Угольной, пос. Заводской), а также некоторые внутригородские направления (Центр – Нейбута, Луговая – Карбышева, Ж/д вокзал – Клиническая больница и пр.). По состоянию на начало 2009 года количество маршрутов, обслуживаемых ими, сильно сократилось, и на данный момент они обслуживают практически только пригород Владивостока.

В 2009-м году было принято решение в ближайшей перспективе возродить муниципальный автопарк и в качестве первых шагов к этому - закупить к концу года 30 новых городских автобусов российского производства марки КАВЗ-4239. Возродить муниципальный автопарк планировалось на базе муниципального автотранспортного предприятия ВПОПАТ-3 по улице Коммунаров, 21, объекты которого были возвращены в муниципальную собственность осенью. Кроме того, планируется в ближайшем будущем оснастить автобусы Владивостока системой ГЛОНАСС с целью контроля за их движением и соблюдением графиков, и недопущения самовольных сходов с линии.

И вот, 24 марта 2010 года (ровно в день 90-летия городского автобуса) первые 10 муниципальных автобусов КАВЗ-4239 вышли на маршрут № 45 Ж/д вокзал - ст. Угольная . Стоимость проезда - такая же, как и на городских линиях (11 рублей).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Теория пассажирских перевозок:

Основные устройства вокзала

Основными устройствами и помещениями вокзала являются: ü залы ожидания и вспомогательные помещения (буфеты, рестораны и др.); ü кассовые залы; ü багажные и почтовые устройства и ка...

Пассажирские станции тупикового типа

Пассажирские станции тупикового типа можно подразделить на: v специализированные станции для обслуживания пригородного электрифицированного движения в значительных размерах; v совмещенные станции для обслуживания дальнего и пр...

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.