Общественный транспорт -
Троллейбус
|
Возможно, что именно высокие по тем временам технические характеристики чехословацкого троллейбуса и возможность его работы по системе многих единиц и предопределили его высокую популярность в СССР. В 1960е годы основную часть троллейбусного парка страны составляли отечественные МТБ-82 и недавно разработанные ЗиУ-5. Тогда на улицах многих городов появились троллейбусы модели Шкода-9тр, которые давали возможность увеличить пассажиропоток за счёт использования составов из двух (а иногда — и более) машин[источник не указан 301 день]. Такие «сцепки» эксплуатировались в основном на длинных маршрутах в крупных городах. «Шкоды» долгое время были вполне достойной альтернативой отечественным ЗиУ-5 и ЗиУ-9. Система объединения Шкод-9тр в поезда была разработана, как ни странно, не на их родине, а в Киеве. В троллейбусном парке этого города c 1974 по 1980 год Шкода-9тр была вообще единственным типом подвижного состава. При этом на длинных маршрутах, как правило, использовались составы из двух вагонов. А в праздничные дни на улицах Киева нередко можно было встретить состав из трёх вагонов. Троллейбусы данной модели хорошо зарекомендовали себя в условиях трудного рельефа, в частности, на самом длинном в мире маршруте «Симферополь-Ялта» (см. крымский троллейбус), где эксплуатируются по сей день. Первые 40 троллейбусов Шкода-9тр начали работать на этом маршруте в 1962 году.
Оценка
Время подтвердило, что Шкода-9тр оказалась весьма надёжной машиной — некоторые из них отработали более 33-х лет. Наиболее ненадёжной частью чаще всего оказывалась реостатно-контакторная система управления ТЭД. Ступенчатое изменение силы электрического тока в обмотках электродвигателя диктовалось необходимостью плавного разгона и торможения, а система была склонна к поломкам: при малейших её неисправностях троллейбус разгонялся и тормозил с явными рывками, что зачастую вызывало недовольство пассажиров. Но в то же время она придавала троллейбусу необычайно высокую маневренность. По данному критерию Шкода-9тр превосходила не только отечественные ЗиУ, но и «Шкоды» более новых моделей. При заявленной скорости в 60км/ч пустой троллейбус на перегоне длиной в 2 км вполне мог развить и более высокую скорость — до 80км/ч. Несмотря на дискомфортные для пассажиров рывки и шум компрессора, Шкода-9тр была довольно комфортабельной за счёт полумягких сидений и отопления салона, по данному критерию также превосходя более поздние модели (например, у Шкоды-14тр система отопления намного хуже: единственный конвектор находится в кабине водителя, да и он не особо мощный, даже при небольшом морозе в салоне очень холодно, поручни остывают так, что без плотных рукавиц держаться за них невозможно, а боковые стекла обмерзают настолько, что через них почти ничего не видно.)
|