Сегодня мы настолько привыкли к троллейбусу, что не всегда задумываемся над тем, насколько прочно вошел он в нашу повседневную жизнь. 5 ноября 1970 года, когда в честь полувекового юбилея нашей республики по единственному тогда четырехкилометровому маршруту Депо-завод ЖБиК проследовали первые два троллейбуса ЗиУ-5Д, это было настоящим событием.
Конечно, перед тем, как начать регулярное движение электротранспорта, требовалось создать определенную материально-техническую базу. Она стала готовиться в конце 1967 года, с принятием постановления российского Правительства о начале строительства в Йошкар-Оле контактных сетей и производственной базы. К октябрю 1970 года появились четыре километра таких сетей, троллейбусное депо на 50 машин, небольшое административное здание, из города Энгельса Саратовской области прибыло десять новых троллейбусов. Совмин МАССР постановил: Организовать 15 октября 1970 года управление троллейбусного транспорта с подчинением его Йошкар-олинскому горисполкому .
И вот, 5 ноября 1970 года, машины ЗиУ-5Д под номерами 1 и 2 повели Иван Михайлович Кочаков и Василий Егорович Кодочигов. С 24 декабря 1970-го началось регулярное движение троллейбусов. Но движение их по одному - единственному маршруту, конечно же, никак не могло устраивать руководителей УТТ и горисполкома, поэтому с пуском третьей по счету тяговой подстанции и с окончанием строительства очередного участка контактной сети в 1973 году удалось открыть новый маршрут №3 Мясокомбинат-Девятый микрорайон . А в 1974 году было наложено движение ещё по двум маршрутам. С 1975-го начал работу маршрут №4 Дубки - Мясокомбинат .
К концу семидесятых город значительно вырос. На его окраинах появились новые промышленные предприятия. Возрос пассажиропоток, с которым не могли уже справиться автобусы и небольшое количество троллейбусов. В столице остро ощущалась потребность в увеличении численности перевозочных средств. Появилась необходимость и в активном развитии нового вида общественного транспорта, обеспечивающего увеличение пассажироперевозок и при этом не загрязняющего окружающую среду. В 1981 году открыт маршрут №5 Мясокомбинат - Гомзово . В 1982 году открыт маршрут №6 Гомзово - ул. Гайдара . 1986 год - открытие троллейбусных маршрутов №7 Гомзово - ЖБИК , №8 Дубки - ЖБИК . С 1989-го - работает маршрут №9 3-ий микрорайон - 9-ый микрорайон .
С расширением географии транспортного обслуживания решилась и многие производственные, социально-бытовые проблемы. В конце семидесятых введены в эксплуатацию общежитие №1, гараж на десять машин, в восьмидесятых - центральная диспетчерская, несколько тяговых подстанций, столовая ремонтные мастерские, пристрой к механическому цеху, общежитие №2, здравпункт. В 1991 году наряду с открытием 10 и 11 маршрутов, по заказу управления троллейбусного транспорта многоквартирный жилой дом. На сегодняшний день Муниципальное предприятие «Троллейбусный транспорт» - крупнейшее транспортное предприятие республики, одно из передовых предприятий России в системе горэлектротранспорта по технико-экономическим показателям и организации перевозок пассажиров. Производственные мощности МП «Троллейбусный транспорт» используются на 95%, техническая готовность подвижного состава - 99%. И это несмотря на то, что из имеющихся 152 троллейбусов, 138 единиц полностью прошли амортизационный срок, а 118 троллейбусов при нормативном сроке эксплуатации 10 лет, отработали свыше 15 лет.
|