ЗИС-8 - первый массовый советский автобус | |
Разное - История развития |
В современной России в качестве городских автобусов всё чаще используются импортные машины. А ведь было время, когда маршруты обслуживались исключительно продукцией отечественного автопрома. У советского автобуса вообще богатая и славная история, начавшаяся в 20-е годы вместе с введением в городах регулярного автобусного сообщения и появлением такого понятия как расписание автобусов. Давайте поговорим о легендарном ЗИС-8 – первом советском массовом автобусе, неприхотливом, надёжном, по-своему даже элегантном. ЗИС-8 давно не выходит на улицы, но, тем не менее, его внешность с характерным выдающимся вперёд капотом знакома большинству из нас по советским фильмам 30-40 годов или более поздним, рассказывающим о тех десятилетиях (к примеру, автобус, на котором ловила бандитов команда Глеба Жеглова – это именно ЗИС-8). В полном смысле первым произведённым в СССР автобусом наш герой не был. Это почётное звание принадлежит, и по праву, АМО-Ф-15, выпускавшемуся с 1926 года Московским автомобильным обществом. Но массовым АМО-Ф-15 не был, да и вместимость была небольшой – всего 8 человек. В крупных городах росло количество маршрутов, расписание автобусов становилось более плотным, и нужда в более подходящем транспорте возникла довольно быстро. Им и стал ЗИС-8, сошедший с конвейера Московского автозавода им. Сталина в 1934 году. Надёжный, неприхотливый ЗИС-8 завоевал любовь горожан с первых выходов на маршруты. Хотя ЗИС-8 изготавливался на базе грузовой машины ЗИС-5, он был самым настоящим городским автобусом: 21 сидячее место плюс пространство для 10 стоящих пассажиров, способность развивать скорость до 60 км/ч, довольно мягкий ход – просто мечта по сравнению с АМО-Ф-15. Неудивительно, что с началом реконструкции автозавода им. Сталина (1936 год), выпуск ЗИС-8 не прекратился. Автобусы ЗИС начали делать в Ленинграде, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Харькове, Калуге. В 1938 году вышел ЗИС-16 – автобус на той же базе, но с усиленным двигателем, ещё большим количеством пассажирских мест и более округлыми формами. Но первый ЗИС ещё долго не сходил со сцены. К началу войны автобусами в СССР было перевезено порядка 600 миллионов пассажиров, главная заслуга в этом достижении принадлежала именно ЗИС-8. Во время войны автобус хорошо послужил нуждам фронта и тыла, да и после победы эта модель повсеместно встречалась на дорогах и улицах. |