Схемы и размещение пассажирских и пассажирских технических станций | |
Перевозки - ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ |
Пассажирские станции являются составной частью единой транспортной системы и предназначены для комплексного обслуживания населения страны с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в перевозках. Они различаются по своему основному назначению, характеру работы, схеме размещения, размерам работы и объему устройств. По основному назначению пассажирские станции подразделяются на следующие виды: q пассажирские станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение (основной вид); q пассажирские станции, обслуживающие пригородное движение: головные станции, обслуживающие только пригородное движение, и зонные станции на пригородных участках; q специальные технические пассажирские станции, являющиеся станциями экипировки и ремонта пассажирских составов. Станции первого вида могут быть классифицированы по трем основным признакам: Ø размерам движения и развитию устройств; Ø характеру эксплуатационной работы; Ø схеме путевого развития и размещению основных устройств. Помимо специализированных пассажирских станций, к этому виду относятся объединенные станции, на которых пассажирские устройства, обслуживающие значительные размеры пассажирского движения, размещаются на общей площадке с устройствами для грузового движения. В этом случае под пассажирской станцией понимают комплекс устройств по обслуживанию пассажирского движения, занимающий обособленное положение. Пассажирские станции первого вида разделяются по размерам движения и развитию устройств на три группы: ü крупные; ü средние; ü небольшие. К крупным относятся пассажирские станции, на которых число конечных поездов (с дальностью маршрута более 300 км) составляет 10 и более, либо пригородных – более 200 пар в сутки. К средним – станции, на которых число конечных пассажирских поездов равно 5¸9 или пригородных – от 101 до 200 пар. К небольшим – пассажирские станции с числом конечных поездов 2¸4 или пригородных – 50¸100. Станции, на которых заканчивается один маршрут с дальностью более 300 км, либо станции, являющиеся конечными для маршрутов пассажирских поездов с дальностью менее 300 км, либо имеющие менее 50 пар пригородных поездов относятся главным образом к категории участковых или объединенных станций с наличием небольших пассажирских устройств. В зависимости от наличия или отсутствия технических устройств по обслуживанию составов крупные пассажирские станции подразделяются на две подгруппы: · пассажирские станции с наличием технических устройств по обслуживанию пассажирских составов (пассажирские станции и технические станции размещены совместно на одной площадке); · пассажирские станции без технических устройств для пассажирских составов, когда эти устройства размещены на отдельной технической пассажирской станции. По характеру эксплуатационной работы станции для обслуживания дальнего и пригородного движения делятся на два подвида: ü транзитно-конечные, обслуживающие все виды пассажирского движения: транзитное, дальнее и местное конечное, а также пригородное; ü конечные, характеризующиеся отсутствием транзитных поездов. Большинство пассажирских станций на сети железных дорог России относится к транзитно-конечному виду. По схеме путевого развития и размещению основных устройств классификация пассажирских станций выполняется в широком диапазоне и зависит от многих условий: характера приемо-отправочных путей (тупиковые, сквозные); взаимного расположения приемо-отправочных путей, платформ и здания вокзала; расположения технических парков (или схемы выходов на техническую пассажирскую станцию); расположения локомотивного хозяйства. Станции, расположенные в узловых пунктах, различаются, кроме того, по числу главных путей на подходах и схеме развязок этих путей. На рис.1 приведена классификация пассажирских станций по характеру и взаимному расположению приемо-отправочных путей, пассажирских платформ и здания вокзала. Из дополнительных факторов наибольшее влияние на схему оказывают: число и специализация главных путей на подходах (при числе их более двух) и размещение технического парка или технической станции по отношению к приемо-отправочным путям. При подходе к станции трех главных путей один из них – чаще всего специализируется для движения поездов в оба направления; он может располагаться посередине или сбоку основной пары путей. В случае подхода к станции двух или более пар главных путей эти пути могут быть специализированы различно: · по линиям или по направлениям движения; · с выделением пригородного движения на самостоятельную пару, располагаемую сбоку или внутри главных путей для дальнего или смешанного движения. В расположении технических устройств для ремонта и экипировки составов по отношению к приемо-отправочным путям могут быть следующие основные случаи: · расположение технического парка (или выходов на техническую станцию) между главными путями последовательно к приемо-отправочным путям; · то же последовательно к приемо-отправочным путям, но с одной стороны от главных путей; · с размещением технического парка параллельно приемо-отпра-вочным путям. Зонные пассажирские станции в зависимости от вида тяги могут быть: Ø для моторвагонных поездов (на электрифицированных участках); Ø для дизель-поездов или автомотрис (на неэлектрифицированных участках). В зависимости от схемы путевого развития эти станции могут быть: ü тупиковые; ü сквозные с расположением зонных путей посредине; ü сквозные с расположением зонных путей сбоку. Дополнительно зонные станции характеризуются числом зонных путей, наличием и расположением отстойных парков (между главными путями, сбоку от главных путей), наличием и расположением моторвагонных депо. Зонные станции могут быть совмещены с промежуточными, участковыми или сортировочными. В этом случае под зонными станциями понимают лишь устройства для обслуживания пассажирского движения. Технические пассажирские станции различаются по размерам работы и схеме взаимного расположения основных устройств. Как и пассажирские они подразделяются на три вида: ü крупные; ü средние; ü небольшие. К крупным относятся технические станции, обслуживающие те пассажирские станции, которые имеют 10 и более парконечных дальних и местных поездов с дальностью маршрута более 300 км. Общее же число конечных поездов по этим станциям с учетом местных короткопробежных поездов (с дальностью маршрута менее 300 км) составляет 15 и более пар в сутки. К средним техническим пассажирским станциям относятся те, на которых обрабатываются в сутки от 5 до 9 составов с дальностью маршрута более 300 км, причем общее число составов, включая короткопробежные может достигать 14. Крупные и средние технические пассажирские станции являются обычно пунктами приписки составов и лишь для небольшой части маршрутов поездов – пунктами оборота. Небольшие технические станции (технические парки) обрабатывают в сутки от 2 до 4 составов с дальностью маршрута более 300 км. Большей частью эти станции являются пунктами оборота для составов дальних маршрутов и, кроме того, имеют приписанные составы для обслуживания местных маршрутов. Помимо отмеченных трех групп имеются пункты, на которых обслуживаются только составы местных поездов с дальностью пробега менее 300 км или среди обслуживаемых составов имеется только один, протяженность маршрута которого более 300 км. На этих станциях обычно имеются экипировочные пути, где производится очистка и экипировка пассажирских составов. |
Читайте: |
---|