По данным сайта Transport for London в Лондоне на 700 городских маршрутов трудятся около 7000 автобусов. За последние несколько лет количество автобусов и маршрутов значительно увеличилось. Всё это благодаря стараниям нынешнего мэра, который после «работы» с автобусами теперь взялся за метро.
Подвижной состав:
Типов автобусов на городских улицах очень много. Самые распространённые:
Двухэтажные – Plaxton President, Alexander ALX400, Wright Gemini и East Lancs;
Одноэтажные – Plaxton Pointer, Marshall Capital, Caetano Nimbus;
«Гармошки» - Mercedes-Benz Citaro G (только).
Есть и другие виды, но они встречаются реже. Традиционные автобусы Routemaster, которые проработали в Лондоне в течение 50 лет, в этом году полностью выводятся из эксплуатации и заменяются на новые современные автобусы. С середины ноября будут заменены Routemaster’ы на последнем 159-ом маршруте. Всё это делается, чтобы к концу 2005 года Лондонские автобусы стали 100% accessible (доступными всем, включая и людей на инвалидных колясках).
Больше и больше закупаются Мерседесы-«гармошки».
Уже второй год катаются по разным выставкам, а также выходят на маршруты 3 автобуса Mercedes-Benz Citaro на водородном топливе. Вначале они работали на 25 маршруте, но потом их перевели на маршрут RV1.
Вообще с Мерседесами в Лондоне не всё гладко. Улицы города очень узкие, и такие длинные автобусы требуют больше площади для поворотов. Сам неоднократно наблюдал, как очередной автобус полностью перегораживал дорогу. Одни пассажиры их не любят – «гармошки» не традиционны для Лондона, да и места для сидения в них меньше, чем в Routemaster’е. Другие пассажиры – наоборот обожают такие автобусы т.к. в них «можно» не платить за проезд (об этом далее). А 24 марта 2004 вообще ВСЕ Mercedes-Benz Citaro были остановлены на 3-4 дня из-за трёх недавних пожаров на автобусах данного типа. Но потом их доработали и снова выпустили на маршруты.
Автобусные фирмы:
Transport for London (TfL) – государственная организация, которая полностью отвечает за весь лондонский транпорт. Они разрабатывают маршруты, устанавливают тарифы, следят за точночтью и аккуратностью движения транспорта и занимаются ещё очень многим в городской транспортной сфере. На маршрутах же, по контракту с TfL работают коммерческие операторы. Крупнейшие из них: Arriva, First, Stagecoach, Metroline, London United и Go-Ahead. Хотя для рядового пассажира разница лищь в раскраске автобуса. Да и это скоро пройдёт. Ещё недавно все операторы красили свои автобусы в красный цвет с фирменными элементами, но с этого года все автобусы должны стать ещё «более» красными, и это постепенно происходит. У автобусов First, Arriva и Stagecoach уже исчезают фирменные элементы раскраски.
Билеты и тарифы:
Тарифы и билеты устанавливаются TfL. В 2005 году разовый билет на проезд в автобусе стоит £1.20 (с 2006 - £1.50). Можно также приобрести однодневный проездной билет на автобус за £3.00 (c 2006 - £3.50), на неделю Bass Pass (с любого дня) - £11.00 (c 2006 - £13.50), на месяц (с любого дня) - £42.30 (c 2006 - £51.90) и на год - £440.00 (c 2006 - £540.00). Также в автобусах действуют Travelcard – единые проездные на все виды иранспорта.
Также можно купить книжечку из 6-ти билетов за £6.00 (Saver) и отрывая очередной билет при входе в автобус и протягивая его водителю. Корешок от билета остаётся пассажиру на случай контроля (номер билета у водителя и пассажира должен совпадать).
Входить в автобус следует через первую днерь и надо показать водитедю действующий билет. Разовый билет можно купить у водителя, но в центральном Лондоне это сделать не удастся. Т.к. в целях уменьшения простев автобусов на остановках в перегруженном центре, билеты продаются в автоматах, а водители их не продают вообще. Но только автобус выезжает из цетра – водитель опять начинает продавать билеты. В автобусах-«гармошках» билеты вообще не продаются. В такой автобус можно заходить в любую из 3-х дверей. Подразумевается, что билет пассажир приобретает до поездки.
В 2005 году населению очень активно предлагаются «билеты» нового поколения. Точнее – это карточка Oyster. На такую карточку можно купить любой сезонный билет или просто ввести N-ую сумму для разовых поездок. При входе в автобус достаточно поднести карточку к валидатору у билетной машины водителя и «пикнуть». В «гармошках» валидаторы находятся у каждой двери. Более того, разовые тарифы с Oyster’ом ниже, чем у бумажных билетов.
Маршруты:
Маршрутов в Лондоне огромное множество. Некоторые ходят с интервалом 3-5 минут, остальные – реже. Есть такие, что ходят 1-2 раза в день, а то и в неделю. Есть также несколько экспрессов (напр., 607 и Х68) – проезд на них стоит столько-же как и на «обычных» автобусах. Часть маршрутов – круглосуточные. Ночные маршруты могут полностью совпадать с дневными, хотя некоторые ночные длиннее дневных. Ночью автобусы ходят в основном по главным улицам и имеют интервал 15 – 60 минут. Цена презда ночью и днём не отличается.
Остановки:
Остановки в Лондоне делятся на два вида: Bus Stop – обязательная остановка и Request Stop – остановка по требованию.
Подавляющее большинство маршрутов имеют фиксированные остановки (это в старых добрых Routemaster’ах можно было заходить/выходить на любом светофоре). Но есть ряд участков, где остановки не обозначены (Hail & Ride) и автобус останавливается по первому требованию.
На любой остановке обязательно присутствует информация о всех маршрутах, что на ней останавливаются, а также схема местности, на которой обозначены соседние остановки. На некоторых остановках можно встретить специальные информаторы, которые показывают сколько времени осталось до ближайших автобусов, но поскольку эта система не очень надёжная, то от увеличения количества информаторов отказались. Те, что установлены – работают, но новые не устанавливаются.
|