News image News image News image News image News image News image News image

Новые виды транспорта:

Автомобили, движущиеся по рельсам

Среди многочисленных проектов, которые призваны решить проблему перегруженности транспортных сетей мегаполисов, всё чаще встречаются предложения направить городской транспорт, в том чи...

Моторвагонные поезда

Начальный этап развития железных дорог характеризовался использованием пассажирских поездов исключительно на локомотивной тяге. С широким распространением электрической тяги появилась альтернатива эт...



Монорельс: поезд будущего из далекого прошлого
Общественный транспорт - Монорельс

монорельс: поезд будущего из далекого прошлого

Словосочетание монорельсовая дорога чаще всего вызывает образ длинного обтекаемого поезда, в нескольких десятках метров над землей бесшумно мчащегося по эстакаде. Эдакий транспорт будущего, наличием которого может, наконец, похвастаться и Москва. Короткая прямая на новой карте метро, соединяющая станции ВДНХ и Тимирязевская , и есть та самая загадочная монорельсовая дорога, по которой вскоре сможет прокатиться любой желающий. Однако те, кто думает, что она является новинкой для нашей страны, ошибаются.

История монорельса начинается в 1820 г. в России, в подмосковном селе Мячково, где Иван Эльманов создал первую дорогу на столбах . Конструкция была нехитрой: по деревянному брусу катались вагонетки, которые тянули лошади. Через 5 лет монорельсовая дорога, построенная Пальмером, появилась и в Англии, а поскольку об изобретении Эльманова никто и слыхом не слыхивал, в Европе отсчет истории монорельса ведется с 1825 года.

Удобство и преимущества монорельсовых дорог были оценены сразу. Еще 1887 г., с началом промышленного использования электричества, в Германии и США появились электрифицированные монорельсовые дороги, а в России одна такая работала в Гатчине в 1899 году.

Возможность постройки дороги практически на любом типе местности толкала инженеров на смелые проекты. Так, в 1904 г. инженер Кошкин предлагал построить монорельсовую дорогу от Петербурга до Москвы. Скорость поезда должна была достигать аж 200 км/ч, но проект, хотя и был одобрен, финансирования не получил. Была и задумка построить монорельс Москва – Нижний Новгород, а в 1970-е гг. – Москва – Юг, но и поезд до Черного моря с суточной провозимостью 100 тыс. человек и скоростью 400 км/ч тоже ходить не стал. Не менее впечатляющим из этих нереализованных проектов является и Камчатская монорельсовая дорога, которая должна была протянуться на 511 км по заснеженной пересеченной местности.

С течением времени конструкторы находили все более передовые и оригинальные решения для постройки монорельсовых дорог. В 1911 г. томский профессор Б.П. Вайнберг изобрел поезд на электромагнитной подвеске и вскоре построил экспериментальную стендовую установку. Поезд, развивающий близкую к звуковой скорость, двигался внутри полой трубы, в которой, для уменьшения сопротивляемости воздуха, была создана разряженная атмосфера. Идея получила развитие в 70-е гг. в ряде развитых стран.

В 1926 г. шотландец Джордж Бени создал монорельс, приводимый в движение воздушным винтом, а в 1933 г. такой самолет , снабженный вдобавок еще и крыльями для равновесия, появился в парке им. Горького и бегал по эстакаде длиной 474 м со скоростью 120 км/ч. В 1934 г. К.Э. Циолковским был спроектирован монорельс на воздушной подушке (720 км/ч). У нас он не был построен, зато появился во Франции спустя 30 лет. Была также идея создать монорельс на базе фюзеляжа Ил-18. Сходство с самолетом усиливалось тем, что слегка парящий в воздухе поезд на магнитной подушке еще и должен был выпускать шасси при остановке на станции или неожиданном отказе системы магнитной подвески.

Магнитопланы и впрямь открывали большие перспективы. В США даже существовали так и нереализованные проекты постройки монорельса длиной в 5 тыс. километров. Главная трудность заключалась в высокой стоимости трассы и постоянных магнитов, и потому дело редко заходило дальше экспериментальных трасс.

Та же судьба постигла и уникальный проект Алма-атинской дороги. Вообще в 50-60-е гг. инженеры многих стран ударились в проектировку поездов на воздушной подушке. Проекты были реализованы во Франции, США и Японии, но имели серьезные недостатки, такие как шум и большой расход энергии. Но все равно, несмотря на дороговизну магнитопланов, будущее остается за ними.

Монорельс по праву считается одним из самых безопасных видов транспорта, ведь поднятая на столбах эстакада не мешает движению и разгружает дороги. Кроме того, в список его достоинств следует записать бесшумность и экологическую чистоту. Монорельсовая дорога, будучи более дешевой и легкой в строительстве, вполне может конкурировать с метро, а московская, при той же стоимости поездки, обещает окупиться через пять лет. Прокатиться по ней можно будет вроде бы уже в конце года, и, если москвичам понравится новый вид транспорта, трассу продлят до метро Бабушкинская . А к 2010 г. планируется соединить монорельсовой дорогой аэропорт Внуково и станцию метро Юго-Западная .

Так что не пугайтесь, если у вас под окнами (как у меня, например) построят монорельс – вы его все равно не услышите. Да и его безопасность по сравнению с каким-либо другим видом транспорта оспорить трудно – ведь мало кому придет в голову переходить эстакаду.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История транспорта:

Транспорт Россия

News image

Городской общественный транспорт в России начал массово развиваться в конце XIX века. В начале это бы...

Транспорт Европа

News image

Долгое время развитие и рост городов Европы был наиболее существенным в мире. Поэтому не удивительно, чт...

Транспорт США

News image

Как и в Европе, первыми видами общественного городского транспорта в США были метро (Нью-Йорк, 1904) и ...

Общественный транспорт сегоднешнего

News image

Развитие общественного городского транспорта в России, Европе и США несёт на себе основные черты исторического да...

Your are currently browsing this site with Internet Explorer 6 (IE6).

Your current web browser must be updated to version 7 of Internet Explorer (IE7) to take advantage of all of template's capabilities.

Why should I upgrade to Internet Explorer 7? Microsoft has redesigned Internet Explorer from the ground up, with better security, new capabilities, and a whole new interface. Many changes resulted from the feedback of millions of users who tested prerelease versions of the new browser. The most compelling reason to upgrade is the improved security. The Internet of today is not the Internet of five years ago. There are dangers that simply didn't exist back in 2001, when Internet Explorer 6 was released to the world. Internet Explorer 7 makes surfing the web fundamentally safer by offering greater protection against viruses, spyware, and other online risks.

Get free downloads for Internet Explorer 7, including recommended updates as they become available. To download Internet Explorer 7 in the language of your choice, please visit the Internet Explorer 7 worldwide page.