Поезд | |
Общественный транспорт - Поезда |
По езд — в современном понятии это сформированный и сцепленный состав, состоящий из нескольких вагонов, с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, приводящих его в движение, и имеющий установленные сигналы (звуковые и видимые), которые обозначают его голову и хвост. Помимо этого, на многих дорогах (в том числе и российских) каждый поезд получает определённый номер, позволяющий отличать его от остальных поездов. К поездам также относят локомотивы без вагонов, моторные вагоны и специальный самоходный подвижной состав (например, автомотрисы и дрезины несъёмного типа), отправляемые на перегон и имеющие установленные сигналы.[2] Наука, изучающая поезда и вопросы, связанных с их движением, называется Тяга поездов. Хотя традиционно понятие Поезд и связывают с железнодорожным транспортом, на деле же оно появилось гораздо раньше первых паровозов (1804 год), в том числе и в русском языке. Так согласно словарю Даля слово Поезд происходит от слова Поездка и первоначально обозначало ряд повозок, следующих друг за другом. Примером этого являются такое понятие, как Свадебный поезд, который внешне к железной дороге не имеет никакого отношения[3]. С появлением первых локомотивов, понятие Поезд довольно скоро перекочевало и на железнодорожный транспорт. В том же словаре Даля можно встретить и такое определение: Поезд железной дороги — сколько везет паровоз, или что сцеплено вместе, в одно целое. То есть под данное определение попадает и просто группа сцепленных между собой вагонов — железнодорожный состав. Схожее определение даётся в словаре Брокгауза и Ефрона: Состав сцепленных железнодорожных вагонов, приводимых в движение локомотивом или моторным вагоном. То есть в нём уже оговаривается обязательное наличие в составе тяговых единиц. В связи с появлением автотранспорта и значительным снижением гужевого транспорта, слово Поезд стало ассоциироваться исключительно с железной дорогой. Поезд железнодорожный, сформированный и сцепленный состав из вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий световые и др. опознавательные сигналы. (Большая Советская энциклопедия) Наконец Правила технической эксплуатации железных дорог дают аналогичное официальное определение слова Поезд, но со следующей оговоркой: Локомотивы без вагонов, моторные вагоны, автомотрисы и дрезины несъемного типа, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд. Таким образом, в официальном понятии не каждый состав может называться поездом, в свою очередь наличие вагонов не является обязательным условием поезда. Однако и в настоящее время слово поезд можно встретить во многих словах русского языка, что объясняется устоявшимся в народе понятием данного слова, аналогичному определению из словаря Брокгауза и Ефрона. Так например: Агитпоезд — подвижной состав, предназначенный для агитационной, пропогандистской и просветительской работы; Аэропоезд — многовагонный состав, использующий при движении аэродинамические силы, создающих экранный эффект; Бронепоезд — бронированный подвижной состав для ведения боевых действий; Дизель-поезд — моторвагонный подвижной состав, у которого первичным двигателем является дизель; Турбопоезд — моторвагонный подвижной состав, у которого первичным двигателем является газовая турбина; Электромонтажный поезд — подразделение, предназначенное для электромонтажных работ при электрификации железных дорог; Электропоезд — моторвагонный подвижной состав, получающий энергию от внешней электрической сети (контактная сеть, контактный рельс), либо от аккумуляторных батарей; Автопоезд — автомобиль с полуприцепом, одним или несколькими прицепами.
|
Читайте: |
---|